Леонид Костеркин

● Последний шаман народа Ня

Петр Гермогенович Смидович

Петр Гермогенович Смидович возглавлял головную организацию «Комитет содействия народностям северных окраин» при ЦИК СССР, известный как «Комитет Севера».

Казимир Исидорович Лабанаускас

Казимир Изидорович Лабанаускас (Казис Изидораус – родное литовское имя исследователя, указанное в паспорте) (1942-2002) – таймырский исследователь языков, фольклора и культуры самодийских народов.

К сожалению, научное наследие К.И. Лабанаускаса и его роль в изучении языков и культуры самодийских народов до сих пор в полной мере не оценены.

Родился 27 июля1942 г. в Расейнском р-не Литовской ССР, в семье крестьян. По направлению от колхоза он поступил Ленинградский государственный университет им. Жданова, который закончил в1969 г. как филолог-унгорист и учитель русского языка.

Нейминьг

В мифах нганасан культурным героем выступает Нейминьг. В нганасанской мифологии ей отведено исключительно важное место - создание традиции шить меховую одежду.

Нет необходимости говорить о том, какое значение в Заполярье имеет меховая одежда. Наличие хорошо приспособленной к арктическим условиям одежды является непременным условием, позволяющим людям жить в высоких широтах. Поэтому присутствие в пантеоне нганасан особого персонажа, связанного с изготовлением одежды, вполне понятно.

Надежда Тубяковна Костеркина

Надежда Тубяковна Костеркина, дочь Тубяку Дюходовича. Родилась на Таймыре, закончила Ленинградский педагогический институт им. А.И. Герцена. Была неистовым человеком. Работала с Г.Н. Грачевой, очень много с Е.А. Хелимским. Помогала расшифровывать и понимать записи камланий своего отца. Участвовала в составлении школьного Нганасанско-русского/русско-нганасанского словаря вместе с Т.Ю. Ждановой. Предложила создать звуковую мультимедийную версию этого словаря, где выступила диктором вместе с Анной Алексеевной Момде (словарь см.

Галина Николаевна Грачева

Галина Николаевна Грачева (18.11.1934-15.05.1993). В 1951 году поступила на исторический факультет Ленгосуниверситета, который закончила в 1956 г. Галина Николаевна прошла через все должностные ступени нашей академической системы. Начала она работать в Отделе этнографии народов Сибири научно-техническим сотрудником. В последние годы жизни она являлась ведущим научным сотрудником МАЭ РАН. В 1974 году ей была присуждена ученая степень кандидата исторических наук. Г.Н.

Мотюмяку Турдагин

Мотюмяку Турдагин родился в сентябре 1939 года в многодетной семье нганасанина Сочупте. Чум Сочупте стоял тогда в авамской тундре, близ фактории Пайтурма. Желая новорожденному удачи и радостной жизни, родители назвали младенца Мотюмяку — “счастливым”, ласкали и любили его. Счастливо жилось маленькому Мотюмяку в отцовском чуме, среди семи братьев и сестер. Отец, опытный охотник, обучал своих сыновей секретам древнего промысла на диких оленей, песцов, гусей и куропаток.

Костеркин Демниме Дюходович

Костеркин Демниме Дюходович (1913 – 1980) - потомок известного нганасанского шаманского рода Нгамтусуо. Название «Нгамтусуо» переводится как «Щедрый», или «человек, который отдал голодному свой последний кусок». Уже с середины XIX века этот род славился сильными шаманами, имевшими авторитет среди всех кочевых групп нганасан. Знаменитый шаманский род ведет свое происхождение от пяти шаманов-предков, причем о каждом существуют предания.

Дельсюмяку Демнимеевич Костеркин

У нганасан был широко развит шаманизм. В середине XX века род нганасанских шаманов Нгамтусо пользовался авторитетом и уважением на Таймыре. Одной из наиболее заметных фигур в 1990-е годы был Дельсюмяку Демнимеевич Костеркин (1940-1997), сын знаменитого шамана Демниме. От отца он унаследовал знание шаманского пантеона, церемониала, мелодического и текстового репертуара, артистический и музыкальный таланты. Сейчас его называют «Последний шаман Таймыра». Свой костюм шаман передал Таймырскому краеведческому музею.

Обряд почитания оленя

У самодийцев было распространено почитание различных зверей, птиц, рыб. Но, пожалуй, ни одно животное не пользовалось таким почетом, как олень. Объясняется это особой ролью оленей в жизни самодийских племен. Для нганасан дикий олень был основным объектом охоты. Добывали его, как правило, осенью, на водных переправах, когда оленьи стада переходили из таймырской тундры на юг, в эвенкийскую тайгу. Энцы тоже охотились на диких оленей, но по-другому, чем нганасаны. Им помогали в этом специально обученные домашние олени-манщики.

Гагара, птица, сотворившая мир

Почитание водоплавающих птиц уходит корнями в глубокую древность. Гагары имеют культовое значение у северных народов. Они довольно часто фигурируют в космогонических мифах малочисленных этносов Таймыра, причем могут участвовать не только в сотворении мира, но и в его устройстве после потопа. Древний нганасанский миф о сотворении мира гласит:

Последний шаман Таймыра

Нганасаны – народ «ня», «человек». Самый северный народ Евразии. Населяют исключительно территорию Таймырского муниципального района, поселки МО «Город Дудинка». Сейчас численность этого коренного малочисленного народа Таймыра равна 749. Раньше нганасаны кочевали по просторам таймырской тундры, ныне же только часть их ведет кочевой образ жизни. Большинство нганасан теперь живут оседло в поселках Усть-Авам, Волочанка, Новая. Нганасаны делятся на два племени и один род, не входящий ни в одно из племён.

Озеро Левинсон-Лессинга

Озеро Левинсон-Лессинга расположено в узкой долине примерно на 20 км северо-западнее озера Таймыр, в горной стране Бырранга. Это относительно большое (длина 20 км, ширина 4 км) озеро. Геологический возраст озера – около 30 млн. лет. Могло ли с тех древних времён остаться в озере какое-либо крупное животное? Биологи считают - маловероятно. А рыбаки точно знают, что в озере живёт шайтан или крокодил. Из глубины озера доносятся странные звуки: шлёпанье, бульканье… Рыбы здесь мало, а сеть закинут – всю порванную достают, дыры метр на метр.

Озеро Таймыр

Озеро Таймыр является вторым по площади после Байкала. «Море-озеро» зовут его нганасаны. Озеро ледниково-тектонического происхождения вытянулось на 250 км, ширина составляет 15-20 км, глубина – 25.2 м. Это самое северное в мире крупное озеро, покрытое льдом с сентября по июль. Озеро находится за Полярным кругом в краях вечной мерзлоты у подножия священных гор Бырранга. В горах берут свое начало реки, которые наполняют Таймыр чистейшими пресными водами. Некоторые из рек начинаются в горных озерах. Одним из загадочных горных озер этих краев считается озеро Левинсон-Лессинг.

Горы Бырранга

Горы Бырранга, ровесники древнего Урала, расположены в северной части Таймырского полуострова. Бырранга простираются на 1100 км. Ширина гор свыше 200 км. Снег сходит с гор лишь в начале августа, а ложиться вновь уже в начале октября. Наивысшая точка — 1146 метров. Об этих горах говорят: «дурное место», которое коренное население обходит стороной. Упоминают и о залежах урановых руд в том районе. Рассказывают о туристах, которые якобы на маршруте вдоль гор Бырранга встречали совершенно безжизненные водоёмы и заболевали страшными болезнями.

Северный олень

Млекопитающее, парнокопытное жвачное животное из семейства оленей. Обитает в тундровой и лесотундровой зонах.

Приручен человеком одним из первых животных. Используется как транспортное средство, для получения мяса, шкуры. Круглый год живет в стаде, под открытым небом, питается лишайниками.

Дюрумэ

Нганасанский фольклор можно разделить на две группы: ситаби – героические поэмы о богатырях и дюрумэ, куда входят все остальные прозаические жанры. Особенную часть нганасанского фольклора представляют балы (песни-имровизации), кайнгэйру (инсказательные частушки), ну и тумта (загадки).

Обрядовый праздник «Чистый чум»

Нганасаны верили в сверхъестественных существ нгуо – добрых духов всевозможных явлений природы (неба, солнца, земли и др.). К ним относились также коча – духи болезней, дямады – духи-помощники шаманов, баруси – однорукие и одноглазые чудовища. Все явления считались порождением Матери Земли (Моу-нэмы), Матери Солнца (Коу-нэмы), Матери Огня (Туй-нэмы), Матери Воды (Бызы-нэмы), Матери Дерева (Хуа-нэмы) и т.п.

Cитаби

Cитаби — героические поэмы нганасан о богатырях.

Произведения устного народного творчества у нганасан знают почти все мужчины и женщины независимо от возраста. Только по общему объёму знаний и мастерству исполнения выделяются отдельные лица, наибольшая специализация идёт по линии исполнения и знания ситаби, сложных и длинных произведений, часть которых исполняется пением.