Татьяна Клеерова: государственный статус карельского языка даст толчок его развитию

Председатель совета уполномоченных VII съезда карелов прокомментировала возможность придания языку титульного народа республики статуса второго государственного.

Накануне в региональном правительстве прошло заседание совета представителей карелов, вепсов и финнов при главе республики. В ходе заседания Александр Худилайнен поручил сформировать рабочую группу, которая должна обсудить возможные пути придания карельскому языку статуса государственного. Информационное агентство «Республика» попросила известную карельскую общественницу Татьяну Клеерову прокомментировать эту возможность.

Татьяна Клеерова. Фото из личного архива

— Во-первых, придание языку нового статуса поднимет статус карелов в нашей республике. Я думаю, что для республики, которая носит имя Карелии, накануне празднования столетия это будет знаковым событием. Что касается собственно статуса второго государственного языка, то двадцать субъектов Федерации в статусе республики имеют вторые государственные языки, и только Карелия не имеет.

Сложность в том, что согласно Конституции республики второй язык утверждается путем референдума. А референдум – очень затратное мероприятие. К тому же очень сложно объяснить большинству населения республики, какое отношение именно к ним имеет карельский язык. Но мне кажется, что карельский язык – это символ республики, и для населения, которое этим языком владеет, это очень важно. Это сохранение республики как таковой, это сохранение национальной культуры, это сохранение всего, что нас окружает, всех наших традиций.

Я считаю, что карельскому вполне возможно придать статус второго государственного. Но для этого нужно определить функции второго государственного языка. Ведь совершенно необязательно, чтобы на нем говорили абсолютно все жители того или иного региона. И необязательно изучать его во всех школах региона – такого нет ни в одном регионе России. Пыталась такую практику ввести у себя Республика Татарстан, но и она в ней не преуспела. Карельский язык, по моему мнению, – символ республики, и он должен использоваться для того, чтобы вспомнить о традициях, об истории. Я думаю, придание статуса даст толчок развитию карельского языка. Можно вспомнить 2013 год, который мы признали годом карельского языка: мы сразу увидели к нему интерес, мы увидели, что множество людей, в том числе и взрослых, захотели научиться на нем говорить и читать.

В целом у нас в республике национальная политика учитывает интересы коренных народов, не ущемляет права разных групп населения, которые находятся в меньшинстве и прибывают к нам из других регионов. Такие группы могут реализовывать свои этнокультурные проекты, говорить на своем родном языке в тех ситуациях, когда это необходимо. У нас есть национально-культурные автономии и общества, в которых украинцы, белорусы, поляки, литовцы и представители других национальностей могут объединяться. А что касается карелов и вепсов, коренного населения республики, то это уже обязанность регионального правительства – помогать этим группам населения. То же самое касается и финнов, сыгравших в истории республики большую роль.

Регион: 
Народы: