Саамы Мурманской области борются за сохранение исконных территорий

В Мурманской области представители коренного малочисленного народа пытаются бороться с туроператорами и промышленным использованием земель, которые, по мнению саами, издревле принадлежат им. «Оленные люди» (так называют себя саами) обвиняют предпринимателей, чиновников и руководство крупных предприятий в нежелании сохранять старинную культуру Заполярья и в нарушении российского и международного законодательства. Об этом пишет электронная газета «Общественный контроль».

Поле боя

«За точную информацию о строительстве в районе губы Мотки с фото и координатами гарантируется вознаграждение», - такое объявление на своей странице в интернете разместил вице-президент неправительственной организации Союз саамов Андрей Данилов.

Для него предприниматели, решившие построить здесь туристическую базу, сродни захватчикам, потому что эта земля - киндаш (иначе говоря, родовые угодья) его семьи. Андрей Данилов вовсе не феодал и не «недобитый реакционер, тормозящий экономическое развитие региона». Просто он считает, что кто-то должен охранять исконные территории древнего народа, тем более что существует масса законов, гарантирующих «северным людям» самые различные привилегии, причем не только на федеральном, но и на международном уровне.

Есть декларация, подписанная Россией и скандинавскими странами в Рованиеми, и закон о гарантиях коренным малочисленным народам и, в конце концов, Конституция. Все они в один голос требуют сохранять самобытность культуры и промыслов «оленных людей», учитывать их мнение при использовании земель и советоваться при размещении производственных объектов.

Но на деле же отношения с государством и бизнесом превращаются в какое-то неразрешимое противоречие, заставляющее саами защищаться от всех и вся. Одна из последних «горячих точек» - Сейдозеро и заказник Сейдъявр, практически превратившийся в поле боя между народом, чиновниками и представителями экономической сферы.

— Ловозерский горно-обогатительный комбинат с разработкой рудника практически подошел к территории заказника, - сетует Андрей Данилов. - И никто не спросил, что по этому поводу думает заказник и уж тем более - как разработки отразятся на экологии и сохранении редких видов, не говоря уже про саами.

Бесконтрольный туристический поток

Туроперторы с Сейдозером тоже не церемонятся, хоть и активно пытаются привлекать отдыхающих саамской экзотикой. При этом после появления на берегах туристических баз вход туда самому народу ограничили. Некоторые саами вообще утверждают, что и власти, и предприниматели просто выгоняют их с родовых территорий.

После появления на берегах туристических баз вход туда самому народу ограничили. Некоторые саами вообще утверждают, что и власти, и предприниматели просто выгоняют их с родовых территорий

— На нас обрушиваются бесконечные обвинения в незаконных постройках, которые мы, прежде всего, применяем на промысле, рыбной ловле и при сборе ягод и грибов, чтобы укрыться от дождя и непогоды, - рассказала саамская активистка Домна Хомюк. - Никто не использует такие времянки в коммерческих целях! Однако делать нам их не позволяют - обвиняют в незаконном строительстве и грозят правоохранительными органами!

Саамские активисты уверены, что многочисленные ограничения, с которыми в последнее время сталкивается их народ, может поставить под угрозу его существование. Число саами и так не достигает даже двух тысяч человек, а лишение их привычной среды обитания, промыслов и привычных продуктов способно вообще растворить «оленных людей» в общем населении, хотя они из последних сил пытаются сохранить свою самобытность.

При этом саами вовсе не против организации туристических потоков, но хотят сами принимать участие в них, а не отдавать это на откуп каким-нибудь московским инвесторам. Они уверены, что хорошее знание своей культуры позволит им сделать эту сферу ярче и разнообразнее. Кроме того, она может быть своеобразной палочкой-выручалочкой для народа, как это происходит в скандинавских странах, где традиционные промыслы ушли на второе место после экзотических фестивалей и красочных праздников, куда съезжаются любители фолка из разных стран. Да и свои земли коренные народы лучше изучили, поэтому размещать туристов, чтобы те отдыхали, но не навредили, могут.

На чьей стороне закон?

Вот только у региональных чиновников совсем иная точка зрения на происходящее, и она тоже имеет право на существование, тем более что она местами совпадает с мнением саами.

— Наша общая задача - поставить туризм в районе на цивилизованные рельсы, - отметила в одном из своих выступлений губернатор Мурманской области Марина Ковтун. - В скором времени ученым и туристам будет гораздо легче и комфортнее добираться до легендарных мест. Но главное, конечно, сохранить уникальную экосистему.

Правда, как это сделать без помощи федерального бюджета, которому сейчас, мягко говоря, не до туризма? Ведь у местных властей не слишком успешно получается развивать туризм. Остается надежда на привлечение крупных и мелких инвесторов, но они будут заказывать музыку, и не факт, что станут спрашивать мнение саами. Впрочем, у самих представителей «оленного народа» тоже нет четкого понимания, и это мешает властям наладить с ними полноценные экономические контакты.

Ведь саамские общины и общественные организации очень разобщены, постоянно разбираются между собой, доказывая свое первенство. Кроме того, многие из них получают европейские гранты - как раз за показную активность. В итоге получается так: если и договориться с одними из них, это не гарантирует, что при наличии даже подписанных документов остальные разделят такие соглашения. Так что для начала, чтобы отстоять свои интересы, саами нужно объединиться.

Кроме того, заполярные чиновники, по их словам, хотят навести порядок на берегах Сейдозера. Сделать это с помощью туристических компаний проще. Они хотя бы создадут общую инфраструктуру, не позволяя диким туристам мусорить и загрязнять заповедные берега. Впрочем, и среди саами встречаются разные люди. Есть и браконьеры, от которых тоже лучше беречь редкую экосистему.

Главная проблема, мешающая навести порядок на заповедных территориях, как обычно, находится на законодательном уровне. Правда, чиновникам здесь приходится легче, чем саами. Для последних существуют лишь номинально названные и красиво описанные привилегии. Но до сих пор по большинству из них нет ни порядка реализации, ни подзаконных актов, позволяющих саами реально отстаивать свои интересы.

Кстати, недавно Госдума во втором чтении приняла законопроект, изменяющий закон об особо охраняемых природных территориях. Теперь в заповедниках разрешено для развития туризма строить так называемые биосферные полигоны и в их рамках строить дороги, проводить трубопроводы, вырубать лес. Поэтому саами не о том переживают. При таком развитии событий легко остаться не только без родовых угодий, но и без Сейдозера вообще.

Народы: 
Читайте также:
ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ