Открывая историческую Родину: житель Татарстана поделился впечатления от поездки в Марий Эл

Молодой человек из Татарстана, Сергей Иванов, поделился своими впечатлениями от поездки в Республику Марий Эл. За время, проведенное в столице Марийского края, он осмотрел достопримечательности Йошкар-Олы, посетил Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана и Национальный музей Республики Марий Эл имени Тимофея Евсеева

- Давно хотел побывать в столице моей исторической Родины. И не так давно сбылась моя мечта – я впервые посетил Йошкар-Олу, столицу Марийской республики. За несколько дней моего пребывания в Марий Эл запомнились несколько моментов. Первое, это огромный угрюмый крест при въезде в Марий Эл. Проезжая мимо деревень и поселков тоже видел кресты, только поменьше. Создавалось впечатление, будто едешь по кладбищу. Хоть бы их покрасили в белый цвет с красным марийским орнаментом - хоть стало бы понятно,  что люди заехали в Марийскую республику, а не в царство Аида.

В Йошкар Оле сразу стало понятно, что тут не принято говорить на марийском языке. Например, расплачиваясь в магазине, сказал продавщице "кугу тау" («большое спасибо» - примеч. ред.), а я вижу по лицу что девушка марийка - она от неожиданности заморгала и ничего не ответила, видимо засмущалась.

Думаю, причина еще и в том, что Глава республики и его подчиненные госслужащие в большинстве своем не титульной национальности, не мари. Когда заинтересовался этим вопросом, оказалось: не только Глава, но и практически вся Администрации Главы Республики Марий Эл и высшие чиновники Правительства Марий Эл не марийцы. Интересно, сколько всего сотрудников марийцев трудятся в министерствах и представлены в депутатском корпусе, один или два? Конечно, при такой ситуации, большая вероятность того, что они не заинтересованы и не хотят поднимать престиж неродного для них марийского языка. И возможно, такое отношение мариэльских чиновников к чужому для них языку и культуре аборигенов передается всем жителям республики.

Если в Татарстане обычное дело, когда татарстанцы не-татары могут сказать «рэхмэт» («спасибо» - примеч. ред.) в кафе или магазине, то в Марий Эл услышать «тау» от не-марийцев, сегодня не реально. В общем, в Йошкар-Оле марийский язык услышал только в театре Шкетана, на спектакле.

Посетил Национальный музей имени Тимофея Евсеева. Экскурсовод музея выдал нам, что для марийцев времен присоединения Казани не было большой разницы от "присоединения" черемисского края к Московской Руси. Мол, что они платили дань казанскому хану, что так же - московскому царю. Про Черемисские войны, насильственное крещение, вынужденное переселение мари на Восток и за Урал, про царские запреты на кузнечное дело, на ремесла и торговлю - ни слова. Видимо в истории марийского народа есть запретные темы? Также нет соответствующих композиций и экспонатов. Я считаю, не нужно замалчивать тяжелые события из истории народа. Когда эти моменты намеренно скрывается - это вызывает лишь негатив.

В центре города, на площади, там где на часах осел несет на себе картину, стоит памятник воеводе Оболенскому-Ноготкову. Любой, кто мало-мальски изучал историю народа мари и Марийского края, знает про геноцид черемис, который устроил царизм и его палачи -  такие, как этот воевода. Авторы памятника наверно хотели «сделать приятное» марийцам, поставив памятник убийце лучшей части народа. Сразу за парадным зданием Национальной художественной галереи, через арку попадаешь на продуктово-вещевой рынок 90-х годов. Что бы точнее понять мои ощущения посмотрите фильм "Окно в Париж". 

И так же странно смотрится, когда впритык с "европейскими" домами на набережной с «марийским» названием Брюгге стоят обветшалые дома, которым откровенно требуется ремонт. Да и сами европейские домики, судя по внешнему осмотру, быстро теряют товарный вид. Видно, что все делали на скорую руку: лепнина валится, сырые разводы на кирпичных стенах под крышей - протекает, пеноутеплитель торчит в косяках дверей. Еще пару лет саморазрушения и тогда они будут гармонично стоять с соседними «панельками». Хотя и говорят, что в Йошкар-Олу приезжают из соседних регионов, чтобы посмотреть на «европейские» новоделы и памятники. 
- То есть можно предположить, что в Марий Эл нет современного городского этнического колорита? А какая ситуация в Татарстане с этим вопросом?

В Марий Эл, к сожалению, нет ни какого намека на то, что ты на Марийской земле, нет ни какого марийского культурного колорита.  В Татарстане тот, кто в первый раз попадает в республику -  сразу понимает, что он в национальном татарском регионе. Везде дорожные указатели и вывески на двух государственных языках Татарстана - на русском и татарском. Названия кафе, магазинов и сервисов – татарские, либо обыгрывают татарские слова. Там же, когда заходишь внутрь заведения, часто можно услышать татарскую музыку, татарское радио. Старики и мужчины носят тюбетейки и т.д. и т.п.  Татарскую речь можно встретить везде: от улиц и офисов фирм, до русского драм. театра. Это все создает неповторимый этнический колорит и особенность. В Татарстане много бизнеса с национальным компонентом, и для приезжего это не может не бросаться в глаза: это сеть АЗС «Кузкэй», Банк «Ак Барс», магазины «Бэхетле», и многое другое. Все к этому привыкли, все это понимают и ценят - и без татарского колорита это был бы уже не Татарстан. В Йошкар-Оле еще пока такого нет.

Понятно, что в Татарстане направление развития и общий фон определяют его руководители и их окружение на местах. А руководство всех уровней Татарстана в большинстве своем состоит из татар. И очевидно, что они будут бороться за свои национальные интересы и будут поддерживать свой национальный колорит, делать его привлекательным как для туристов, так и для самих жителей республики. 

Считаю, что руководителем Марий Эл должен быть мариец, а в парламенте, Правительстве и министерствах тоже должны быть мари - не меньше половины сотрудников. 16 лет правления Марийской республикой хорошо показали, что чужим не нужен ни марийский язык, ни марийский компонент в сферах жизни населения, ни сами марийцы, а тем более их благополучие.

- Возможно, отсутствие марийского колорита компенсируется развитием республики по другим направлениям?

Как я понял со слов друзей, проживающих в Марий Эл – работы, чтобы прокормить себя и свою семью, в республике особо нет. Многие работают вахтовым методом в более благополучных регионах, многие уехали с семьями - и вернутся ли они назад, не известно.

Вообще, сложилось такое впечатление, что в Марий Эл на крупных проектах зарабатывают в основном не местные компании. Это правда, что дороги строят, ремонтируют и чистят компании из Чувашии? Интересно, кто пилит и вывозит лес, вырабатывает карьеры?

Заметил популярность магазинов алкоголя "Красное и белое" и «Бристоль», а также множество закусочных, так называемых «наливаек». Как-то не верится, что это у меня был такой маршрут пути, что они всегда попадались на глаза.

- Что можете сказать о духовной жизни? Ведь о Республике Марий Эл в мире знают как о регионе, где живут «последние язычники Европы»?

У марийцев с древнейших времен есть своя народная традиционная вера, которая и тогда, и сейчас помогает жить, работать и переносить все тяготы.  Древняя религия народа мари была еще до образования не только православной церкви, но и всего христианства вообще. И некоторые ее основы можно и нужно популяризировать среди всех. Например, бережное отношение к природе. Сколько поколений атеистов живут без веры в любого бога, а вот без чистой воды или воздуха и дня не проживут.  Спрашивал у местных, есть ли в Йошкар-Оле Центр марийской традиционной религии – никто не знает, и даже не слышал о таком. Как я понял - его попросту нет.

А такой центр нужен. Чтобы туда мог прийти не только приверженец марийской веры за советом, консультацией к карту («марийскому священнослужителю» - примеч. ред.), но и любой желающий: атеист или иудей, мусульманин или православный. И каждый из них убедился бы, что там такие же люди, просто со своим мироощущением.

В Йошкар- Оле очень много новодельных церквей. По их количеству, по их размерам, по их отделке видно, что с финансированием у них нет проблем. Воздух просто наэлектризован православной религией. Представляю, как не просто приходится последователям Ош Кугу Юмо ( «Верховный бог народа мари» - примеч.редактора) при такой монополии РПЦ. Может, рассмотреть, как вариант, и переделать несколько церквей под нужды Марийской традиционной религии? Среди более десятка церквей Йошкар-Олы будет хоть пара храмов для последователей марийской веры. А то где должны люди собираться, когда на улице минус 30 или когда льют дожди?

Понимаю конечно, что не все так просто - но выражаю надежду, что все изменится в лучшую сторону. И в Йошкар-Оле повсеместно будут звенеть марийская речь и смех, марийская музыка и танцы. Главой республики будет мариец, как и большинство в Парламенте, Правительстве и министерствах. Начнется развиваться экономика и республика будет процветать, в дружбе и взаимоуважении со всеми народами, живущими на одной Марийской земле. 

Регион: 
Народы: 
Читайте также:

Комментарии

  1. Черемис
    Все правильно написано Все так и есть.
  2. Гость)
    Не совсем понятно, в чём непростота для последователей МТР. Их что, насильно загоняют в церкви и кропят святой водой? И зачем им культовые здания, если они тысячелетиями обходились без них, поклоняясь природе?
  3. Гостю
    Множество мари переезжают в город и становятся городскими жителями. Предлагаете им каждый раз ждать лета и осени и ехать в районы на моление? А кто говорит,что представителям МТР запрещено иметь культовые здания?Вы? Время не стоит на месте,жизнь меняется. Нужны культовые здания МТР-это вопрос престижа,рабочая необходимость. Только вот государство на нужды РПЦ и строительство церквей выделяет огромные средства,а на МТР-нет. Чувствуете две большие разницы,гость?
  4. Guest
    Я ничего не предлагаю и тем более не запрещаю. Я удивляюсь. В чём тогда будет традиционность, если моления будут проходить в некоем культовом здании? Я сам атеист, если что.
  5. Елу
    За живое, за больное... Интересно, а в правительстве РМЭ это читают? ))
  6. Кивин в черном
    Если разместить на Мариувер-прочитают))А тут,вряд ли.
  7. Guest
    Именно такие чувства и вызывает посещение Йошкар-Олы... Печально, конечно. Но все можно изменить, будь на то желание народа.
  8. Марат
    Мнение Сергея Иванова импонирует мне тем, что в правительстве мало марийцев и что это оказывает влияние на поведение и марийцев. С этой точкой зрения я согласен. Но меня как человека православной веры возмутило желание автора покрасить поклонные кресты, чтобы они не напоминали ему ад! Видимо, он далёк от православия, считая его насильственной. А его задумки по передаче церквей язычникам напоминает времена гонений на христианство,когда храмы переделывали в клубы,склады,хлева...
  9. Гость)
    Справедливости ради скажу, что царство Аида - это не совсем Ад, никак их крестов там не могло быть в принципе, греческие мифы возникли задолго до христианства. А вот идея красить поклонные кресты в веселенький орнамент - это примерно как идея поспиливать рощи и засадить их яблонями, мол тогда можно будет на молениях свежим яблочком угоститься.
  10. Марат
    Мнение Сергея Иванова импонирует мне тем, что в правительстве мало марийцев и что это оказывает влияние на поведение и марийцев. С этой точкой зрения я согласен. Но меня как человека православной веры возмутило желание автора покрасить поклонные кресты, чтобы они не напоминали ему ад! Видимо, он далёк от православия, считая его насильственной. А его задумки по передаче церквей язычникам напоминает времена гонений на христианство,когда храмы переделывали в клубы,склады,хлева...
ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ