Ненецкий автономный округ: территория туманов и тайн

Территория туманов и тайн. Именно так называли Крайний Север путешественники, побывавшие в стародавние времена на суровых берегах «Молочного океана».

Бубен – символ связи с духами предков и ненецкими богами

В последнее время о развитии туриндустрии в Арктике говорят много. Но спросите вы человека с Большой земли, что он знает об истории «земель полуночных», и в лучшем случае он вспомнит Пустозерск – первый форпост государства российского на Крайнем Севере и его «ссыльного страдальца», мятежного протопопа Аввакума.

Но ведь история северного края имеет куда более глубокие корни, здесь до сих пор «живы» памятники древнейших культур аборигенов этих мест. И это не просто места бывших культовых святилищ, сохранившиеся в ненецких географических названиях, но и объекты культуры древних самодийцев и сихиртя, которых судьба соединила на древних просторах таинственных и туманных тундр.

Представляем вашему вниманию статью Ирины Ханзеровой о загадках и тайнах Ненецкого автономного округа, опубликованную в газете «Няръяна вындер».

Куда бегут Сюрберта?

Есть в Канинской тундре у Белого моря в районе Сядэй седа (Болванской сопки) место, куда оленеводы опасаются подъезжать. С древних времен считается оно опасным для человека. Называется это плато – СЮРБЕРТА, в переводе с ненецкого – БЕГАЮЩИЕ.

Расположено на нем около десятка камней в человеческий рост, расставленных в строгом порядке. Люди отмечают, что вокруг них всегда сосредоточено густое облако тумана, а сами каменные исполины при появлении людей будто бы начинают перебегать с места на место.

Таким образом они отпугивают людей, не давая им приблизиться к древнему святилищу.

Есть у места и другое название – СИРТИ. Ненцы считают, что эти ограничительные камни прикрывают вход в таинственный мир исчезнувшего народа сихиртя.

Еще одним загадочным местом Канина можно назвать горный хребет ПАРАВОДА ХАРАД, что означает ЦАРСКИЙ ДВОРЕЦ. Самая высокая его вершина покрыта нетающими льдами. Каждый раз, когда солнце поднимается над линией горизонта и освещает ледяную шапку, гора сверкает как царский дворец. Ее красотой восхищалось не одно поколение ненцев. Но место это вызывает не только восхищение, но и магический страх.

В предгорьях священной горы находится ХАЛЬМЕР ТО – озеро мертвых, так переводится название загадочного водного объекта. Так вот, с наступлением сумерек каждый день со дна озера поднимается и уходит ввысь светящийся столб бледно-желтого цвета.

Если вспомнить древние самодийские заповеди, то в них сказано: «Когда на землю опускается ночь, в мире наступает время мертвых. Они живут по другим законам: днем их является ночь, солнцем их является луна, голоса их немы, песни беззвучны...».

Среди канинских ненцев живы две легенды, связанные со светящимся столбом ХАЛЬМЕР ТО.

По одной из них огонь идет из печи бога подземного мира НГА, так он заманивает к себе живых, чтобы армия зла становилась больше и сильнее. Ведь по преданиям наших предков, умерший человек становился служителем сил зла в царстве НГА, по этой причине древние самодийцы никогда не посещали могилы усопших родственников. Да и могил-то в современном понятии раньше не было: были «тины» – деревянные ящики, в которых оставлялись на поверхности земли тела умерших вместе с личными вещами. Вещи усопшего нельзя было оставлять в чуме живых, так как считалось, что он обязательно за ними вернется да еще и с собой кого-нибудь уведет.

По второму преданию, светящийся столб – это огонь трубы от очага, который растапливают люди Сихиртя, ушедшие под землю и живущие там отдельно от остального мира.

Говорят, этих людей нередко встречают в тундре, иногда слышатся их гортанные крики из-под земли, когда они ездят там на своих упряжках. Рассказывают, что они – очень бледные, их кожа напоминает рыбью, настолько она бескровна и прозрачна. Иногда в голодные годы они поднимались наверх и тайком заходили в чумы. Говорят, если ночью послышится в чуме стук ложек, кружек или рукомойника, скрип лат, не показывай виду, что ты что-то слышишь.

Сихиртя любопытны, но сами боятся людей. Если их напугать, могут крикнуть так, что человек оглохнет и даже лишится рассудка.

В одной из легенд сказано: «… его голос немой, звучит только в моей голове, похож на свист летящей стрелы МУНГ, звенящей тетивы НЫН ИНЯ. Он разит тебя наповал, потому что вся сила СИРТИ в этом немом звуке, сшибающем с ног».

Загадочные туманы и зеленые нетленницы

Жителей тундры уже давно не удивляют загадочные туманы, перемещающиеся по просторам НАО. Они могут появиться когда угодно и где угодно и, главное, имеют различный окрас: от молочно белого до зеленоватых и желто-оранжевых. Туманы эти – липкие и холодные и способны поглощать звук человеческого голоса. Сколько людей потерялось на просторах от Канина до Предгорий Урала, попав в эти таинственные туманы.

Священный лес в ненецкой тундре

Первые упоминания о них появились еще в XVI–XVII веках, когда в полярные тундры начали приходить представители других народов. Известный документалист Александр Рухлов писал: «Несколько столетий назад за полярным кругом новгородец Строганов организовал на Новой Земле колонию по добыче морского зверя и пушнины. Сперва колония процветала, но потом внезапно колонисты начали погибать один за другим. Чиновник Архангельского губернатора Клингстенд после общения с местными коренными жителями Новой Земли указал в качестве причины «смертоносный желтый туман».

В древних легендах северных народов говорится, что такой туман появляется на земле внезапно, если люди нарушают священные заповеди предков. Этот туман ТАС СИНЁ состоит из душ людей, не принятых Полярной звездой. По рассказам очевидцев, он то расползается по огромным пространствам, то сжимается, гасит звуки, сводит с ума, убивает на месте или навеки «заволакивает». Единственные, кого не коснулась беда, были аборигены этих мест, их туман не тронул, в то время как все строгановские люди погибли. Они приняли смерть поселенцев как возмездие за их недобрые дела. Главное, они нарушили табу – начали искать в реках «зеленую нетленницу – святыню этих мест».

На Руси издревле славился разноцветный жемчуг: белый, светло-голубой, красноватый и черный – он использовался для украшения икон, церковных нарядов и утвари, в вышивках, украшениях и парадных одеваниях. Но имел недостаток: быстро терял блеск и крошился.

Мифическая зеленая нетленница – особый жемчуг, вечный, неувядающий, немеркнущий. В древнем самодийском эпосе он назывался не иначе как СЕМСЮГА, возможно, это слово – производное от «жемчуг», а может, имеет какие-то иные, более древние корни. Свою силу он получает от Полярной звезды. Северные шаманы говорили, что зеленые жемчужины сами выбирают себе хозяина и могут как осчастливить человека, так и навлечь беду.

По самодийским легендам, в скалах Новой Земли, Вайгача, горах Канина, Тимана и Полярного Урала есть глубокие пещеры с теплыми озерами. Там когда-то жили, а может, и сейчас живут загадочные древние воины САРАСУТЫ, выходящие на поверхность в виде тумана. Они, как и много веков назад, поклоняются Полярной звезде и собирают зеленые жемчужины, жестоко наказывая тех, кто на них посягает. Именно по этой причине и пропали все строгановские зверобои, гласит древняя самодийская легенда.

Сопка одинокого Бога

Есть в ненецкой тундре еще один таинственный памятник – большой каменный идол, одиноко возвышающийся на высокой сопке ХЭХ СЕДА. Время и люди не пощадили древнего исполина, поэтому мы никогда не узнаем, каков был его первоначальный лик.

Cемиликий идол – хранитель ненецких родов

По рассказам ненцев-единоличников, был он высотой три метра, имел большую каменную голову, крепко сидящую на плечах. Внешне в точности повторял человеческие формы и, даже поговаривают, после жертвоприношений позволял себе ходить по сопке. Для этого использовал старый посох, который до сих пор лежит около основания каменного изваяния рядом с жертвоприношениями арктических аборигенов: костями оленей, головами белых медведей, старинными колокольчиками и выцветшими от времени сукнами.

Говорят, раньше идол был человеком и ждал близких, которые должны были приехать к нему на семи упряжках, но так и не дождался. Воды Карского моря окружили его пристанище, он боролся с голодом и холодом, но все-таки продолжал ждать. Боги, видя его мучения, решили помочь богатырю, превратив его за терпение и верность в каменного идола. С тех пор он живет на скале, превращенной Великим Нумом в ХЭХ СЕДА – сопку одинокого бога, хранителя всего живого на землях Лукоморья.

Так и стоял бы ненецкий каменный бог на этой сопке в 60 километрах от Амдермы, если бы не Октябрьская революция и не антирелигиозная пропаганда. В 20–30-х годах вслед за церквями полетели и каменные головы половецких, сибирских, гольд-ских и самодийских истуканов. Говорят, на Херсонщине половецкую каменную бабу собирали по кусочкам, благо местные степные кочевники сохранили большую часть своей богини.

Здесь же, на Приполярном Урале, голову каменного СЯДЭЯ отряд красноармейцев уничтожил полностью, поэтому сегодня ХЭХ напоминает фигуру всадника без головы, сохранилось лишь двухметровое туловище самодийского исполина. Но оленеводы-единоличники говорят, что он и без головы все видит и все знает: если нужно, поможет, а кого нужно, накажет. Не случайно же из 16 человек красноармейского отряда в живых остался только один, тела остальных были найдены ненцами через два месяца на одной из тундровых сопок.

Тундровики так и сказали: «Духи их наказали, идол им глаза застлал, дорогу запутал». И только одного оставил, чтобы рассказал людям, что они сделали и что за этим последовало.

Как говорится в «самодийском законе Жизни и Смерти», в живых всегда должен кто-то остаться (таков закон Смерти), именно он должен научить и предостеречь «не-опытных и неразумных» от бед и непоправимых ошибок (это и есть закон Жизни).

Сопку, на которой были обнаружены тела мертвых красноармейцев, ненцы до сих пор обходят стороной, поскольку считается, что здесь сконцентрировано зло. Это место находится неподалеку от сопки одинокого идола и называется ХОРА ЛУЦА ХОЙ. В переводе с ненецкого языка ее название звучит примерно так – «Сопка людей, сотворивших зло».

Регион: 
Народы: 
Читайте также:
ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ