Моление в Марий Эл объединило марийцев со всех уголков России

В Советском районе Республики Марий Эл в священной роще Пӱнчеран ото, рядом с деревней Яҥгранур 18 октября состоялось Всемарийское моление приверженцев Марийской Традиционной Религии. На нем собралось около двух тысяч человек. В Пӱнчеран ото приехали паломники как из разных районов Марий Эл, так и из Башкортостана, Татарстана, Кировской и Костромской областей, из Москвы. Это подтверждает слова марийских картов о том, что всемирные моления объединяют весь народ мари, который собирается со всех уголков необъятной России.

Васли Тумаев, участник моления. Цикма.    

«На входе висит табличка – Святая роща – Кӱсото. Это значит, что в этом таинственном для всякого городского человека пространстве есть запреты и надо уметь себя вести: 

Сюда нельзя просто так заходить, праздно отдыхать, ломать ветки и рубить деревья, жечь костры, приходить с животными.  Молебные рощи посещаются приверженцами Марий йӱла - марийской религии в определенные праздники и дни. Но и в эти дни существуют определенные табу. Например, сюда нельзя заходить женщинам в известный период. Табу здесь, конечно же, и алкоголь, и мусор - и все гости отмечают, в Кӱсото действительно всегда поразительная чистота».

Мамаев Вячеслав Михайлович, главный онаеҥ Сернурского района возглавляющий ежегодные моления на Чумбылате.

«Бывают родовые или семейные моления, бывают моления жителей того или иного села или сельской общины, а бывают моления республиканского масштаба, всемарийские. Сегодня именно такое моление – Тӱня Кумалтыш. Это моление всех марийцев, куда приезжают люди не только из Марий Эл, но и из Татарстана, Башкирии, Кировской области. На Тӱня Кумалтыш в роще выбрано 5 онапу рядом с которыми оборудовано 5 кострищ.

Всё по солнцу, основной - Тӱҥ Юмо - Бог-творец, далее - Мланде Ава - Земля-мать, дух земли. Шочын Ава - дух, покровительствующий рождению жизни, защищающий её. Мер Юмо - дух, регулирующий общественную жизнь, покровитель общины, Курык Кугыза - дух, судья, распорядитель справедливости».

Василий, фермер. Кукмарь.

«Что такое онапу? Это Душа  Кӱсото – священное дерево, ну то есть дерево-алтарь, дерево-как антенна, через которое проходит мостик-связь между нами и Богами.

Наши карты-жрецы центром моления выбирают именно его. На разных молениях и в разных Кӱсото бывает разное количество онапу».

Иван Богомолов, художник.  Йошкар Ола.

«Мы семьей каждый год на моление ездим. Традиция почитания предков в нашей семье привита сызмальства, свято чтили завет и оберегали рощи. У меня в памяти сохранилось семейное моление в кӱсото Пактек корем в 1970 году. Обряд с жертвенным даром вёл карт, наш сосед Элыксандр Кочай. В то время традиционная религия была под запретом, только родовые, семейные моления проходили.

Всемарийские осенние моления проводятся поблизости от нашей родной деревни Кукмарий каждый год, в рощах: Чокмото, Тумньымучаш ото, Нурсола Ош Куэр ото. Здесь берут начало истоки рек: Кундыш, Ӱшӱт, Шуй, Немда.

Утренние напутственные слова нашей мамы о благостном проведении молении всегда в радость и придаёт бодрость духа нашей большой семье».

Работницы мастерской одежды «Сайвер». Йошкар Ола.

«Мы привезли на моление льняную одежду с традиционной марийской вышивкой. Это все наша мастерская «Сайвер» делает. А рядом, при входе в Кӱсото, деревянное строение издалека напоминающее часовню. Про него все новички нас спрашивают. В нем находится Казначей – которому каждый желающий может принести пожертвования.  Как и всякая традиционная религия наша Марий йӱла имеет свою кассу.

Деньги как всегда идут на благостные цели -  для покупок инвентаря. Наверняка котлы чугунные в Чебоксарах покупают, на транспортные расходы нужны деньги и на другие нужды. Для организации следующих всемарийских осенних молений.

Будете в Йошкар Оле, заходите в нашу мастерскую на Подольских курсантов д.14А!»

Жительницы ближайшей округи.

«Узнав, что в нашей священной роще, рядом с деревней, будет проводиться всемарийское моление, мы отправилась сюда, не раздумывая. Это традиция наших семей, нас родители с детства приучили. Принесли традиционные угощения и жертвенного гуся, благодарить Богов за милость к нашим мольбам».

Бушков Руслан Аркадьевич, историк и этнограф. Казань.

«Я приехал из Казани. По профессии и призванию историк и этнограф. Изучаю финно-угорскую историю Поволжья. Когда сюда проникли древние тюрки, их в принципе было всего несколько тысяч воинов-всадников. Недавно по телевизору смотрел передачу, снятую в Болгарии, кто такие булгары. Все знают, что часть булгар ушла на Дунай, а другая на среднюю Волгу. Они всегда говорили – мы булгары, а вы местные. Известно, что булгары называли наших предков черемисы. В переводе с древнетюркского чира, чирмыш означает «местный». Черемисы это «местные люди». Потом это стало означать ополченец, воин. Эту мысль я буду раскручивать в моих новых книгах по истории марийского народа».

Велемудр, славянский родновер. Киров.

«Я из соседнего Кирова. У нас там славянская община. Заканчиваю исторический факультет ВятГГУ. Думаю, что Марийский край - это настоящая языческая жемчужина. Марийская традиционная религия это уникальное богатство, которое необходимо не просто сохранять, а широко популяризировать. Как для самих марийцев, так и для русских. У нас в Кировской области  много обрусевших марийцев. Знаете, что меня больше всего поразило в марийской традиционной религии?  Я сразу обратил внимание,  что это единственная религия в России, в которой ее адепты молятся за всех своих соседей, и вообще за весь мир. Я думаю, что во время моления происходит общение, диалог молящихся и Богов».

Марийская традиционная религия в 21 веке продолжает играть важную роль в жизни современного общества. Она, будучи национальной верой для всех мари, интегрирует людей из разных регионов, часто напрямую не связанных с центром, ядром – Марий Эл,  в единое целое. Участники молений  никогда не подразделяются по месту проживания, все они – чи мари, дети Ош Поро Кугу Юмо. Общемарийский аспект здесь главенствует над локальными различиями.

А карты и онапу – всего лишь проводники, через которые молитвы людей передаются на Небо к Юмо.
 

Регион: 
Народы: 
Читайте также:
ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ