Марийцы Башкортостана спустя 100 лет: нам нечем гордиться

100 лет тому назад, после Февральской революции, с 25 июля по 7 августа 1917 года в Бирске, в здании сегодняшнего филиала Башгосуниверситета прошел Первый Всероссийский съезд мари, куда собрались, несмотря на военное положение в стране, со всех концов России 178 делегатов. Об этом пишет сетевое издание "Новостной портал ProUfu.ru"

Луговые мари. Фото предположительно начала XX века.

До этого съезда в марте была создана общественная организация «Мари ушем» («Союз мари»), которая продолжает вести эту же неустанную, кропотливую работу, которую и начал вести съезд, но уже в другой обстановке и реалиях. До 90-х годов прошлого века эта тема была закрыта основательно, многие делегаты и национальная интеллигенция были обвинены в национализме, не только преданы забвению, но физически уничтожены. Кого-то расстреляли, других пытали и отправляли на голодную смерть в лагерях. В связи с этими событиями в жизни народа я решил прочитать и проанализировать материалы Первого съезда с позиции сегодняшнего дня. 
Что бы сказали, о чем бы говорили эти же делегаты через 100 лет? 

 Первому съезду мари предшествовал Съезд мелких (да, именно так написано в протоколе) народов Поволжья, который прошел в Казани 15-22 мая. На этом съезде было решено провести съезды каждого народа (входящего когда-то в состав Казанского ханства). 
По рассмотренным вопросам, выступлениям участников съезда видно, проблемы те же в основном, что и сегодня - кому должна принадлежать земля, рассказывается о вреде употребления спиртных напитков, шла речь даже о полном уничтожении всех этих напитков, о привитии народу разумных развлечений. 
Валериан Васильев (уроженец Янаульского района, известный марийский фольклорист, основоположник марийской лингвистики, этнограф, - прим.ред.) предлагал съезду также рассмотреть вопрос и о табакокурении; Михаил Алексеев внес пожелание об установлении духовной организации и в воинских частях, где есть черемисы (самоназвание марийцев).

На одном заседании после доклада П.П.Глезденева была принята следующая резолюция: 

«... в целях самосохранения мари необходимо всеми мерами содействовать развитию родного языка, изгоняя из него ненужные варваризмы, а также всячески восстанавливать и сохранять исторически сложившиеся чисто черемисские названия рек, озер, деревень, а также имена и фамилии людей…» 
На этом же заседании, кроме проблем искусства, устного народного творчества, был также рассмотрен вопрос о традиционной религии черемисов (или вере предков, язычестве), где было принято постановление о том, что желательно изучить и более научно разработать традиционную религию мари, для чего необходимо образовать религиозную комиссию, начиная с молитвенной общины (как раз юридическая регистрация общины «Марий кумалтыш» прошла недавно, ровно через 100 лет). 
Также было отмечено, что необходимо учредить Районное Духовное Правление и Губернское правление мари для всей России. Местом нахождения Центрального Духовного правления назначить г. Бирск Уфимской губернии - как центр уездов, сохранивший веру отцов. 

 И что мы имеем сегодня через 100 лет? Да, сегодня все смогут получить любое образование. Но что мы делаем для себя, исходя из законных возможностей? Как сами чувствуем и ведем себя под "катком" глобализации? 
Ежегодно численность мари уменьшается на более чем 30 тысяч человек. Это численность населения одного сельского района в нашей республике (причины разные - в основном, добровольные, - записываемся не в графе своей национальности, так как не знаем языка, культуры и богатую вековую историю своего народа, "косим" под других...) 
Некоторые винят школу, мол, она не учит языку и родной культуре. 
Учителю ведь лучше, что на уроке марийского языка занимается 1-2 ученика, а не 10 или 15. Зарплата ведь все та же. 
Но сегодня мы видим, что родители сами с детьми не разговаривают на языке предков. На мой взгляд, это в том числе связано с резким снижением тиражей печатных изданий, хотя государство выделяет немалые деньги, особенно на национальные издания. 
Например, тираж газеты «Чолман» («Кама», республиканская общественно-политическая газета, издается с апреля 1991 года) достигает до 1700 экземпляров, а Республиканской газеты в самой Марий Эл с одноименным названием до 3100 экз. (основана в 1917 году, одна из старейших газет в республике). 

А почему все так? Примеры лежат на поверхности. Как вы думаете, на каком языке разговаривают супруги между собой, с детьми, родственниками, внуками? В большинстве, конечно, не на марийском...хотя все так любят повторять: «Давайте сохраним наш язык!».     
Любой язык, особенно язык матери, нужно не призывать сохранять, а просто разговаривать на нем. А молодое поколение необходимо ориентировать на знание не менее 3-х языков - родной, обязательно русский, английский, а в нашей республике – башкирский. 
Знание любого тюркского языка открывает путь к пониманию своих же соседей - татар, казахов, узбеков и других. Вот когда можно считать себя успешным человеком. Спустя 100 лет я вижу, что нам особо нечем гордиться…

Справка

Вячеслав Шайдуллин – один из делегатов Всероссийского съезда мари. Марийский общественник, арвуй или карт (так называемый жрец, наподобие имама у мусульман) Краснокамского района республики. Проводит религиозные обряды по просьбе жителей района, в том числе и в священных рощах района, а также других местах в республике.

 

Регион: 
Народы: 
Читайте также:
ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ