«Козырной туз» северных законодателей

Ямал теряет высококвалифицированные кадры, северные олени весят вдвое меньше нормы, федеральный центр передает регионам полномочия, не подкрепленные доходной базой, – вот неполный список проблем, прозвучавших на круглом столе, посвященном проекту ФЗ «О развитии Арктической зоны РФ». О ходе заседания рассказывает газета «Красный север».

В работе форума, который прошел в четверг, 11 августа, в Новом Уренгое, участвовали те, кто в силах словом и делом влиять на содержание актуального законопроекта.

Депутат Тюменской областной Думы Фуат Сайфитдинов был весьма категоричен:

– В этом ФЗ мало учитывается мнение северных регионов и органов местного самоуправления, всё регулируется федеральными органами власти, которые располагаются в Арктике. Между тем специфика регионов Крайнего Севера разная, и будет правильно, если в определении опорных зон и методов реализации проектов будет участвовать не только федеральный исполнительный орган, но и сами территории. Мы считаем, что роль региональных органов власти должна быть усилена.

По словам депутата, в законе должен быть соблюден баланс интересов коренных малочисленных народов Севера и компаний, занимающихся его промышленным развитием.

Фуат Ганеевич предложил прописать в ФЗ недопустимость передачи расходных обязательств арктическому субъекту РФ без передачи ему доходных источников. Также он призвал оставлять налоговые доходы в регионе в порядке мер бюджетного регулирования.

И еще одно интересное предложение от народного избранника: если закон «О развитии Арктической зоны» вступит в противоречие с каким-либо из 500 отраслевых «северных» законов, применять нормы нового ФЗ. На этот случай Фуат Сайфитдинов рекомендует прописать в обсуждаемом законопроекте соответствующую статью.

ТАК СКОЛЬКО ДОЛЖНЫ ВЕСИТЬ ОЛЕНИ?

Отметим, что главный арктический законопроект не только критиковали. Начальник новоуренгойского департамента образования Михаил Терещенко отметил, что этот документ вполне учитывает сложившиеся практики, реализуемые на Ямале: «Сетевая школа», «Кочевая школа», «Кочевой детсад», а также содержит позиции, в которых заинтересован город: это закрепление обязательности квот для вузов по подготовке специалистов для Арктической зоны.

Между тем заместитель главы Нового Уренгоя Надежда Бондарь посетовала, что в проекте нет главного раздела: о создании условий для жителей:

– В законе сказано об образовании и здравоохранении, но не упомянуты сферы быта и досуга. Если мы не решим эти проблемы, народ на Крайний Север не поедет…

Председатель Ямало-Ненецкой региональной общественной организации «Рационализаторы и изобретатели Ямала» Владимир Швецов отметил, что в законе не сказано о климатических условиях, отрицательных температурах, которые ведут к перерасходу энергии, что ведет к удорожанию жизнеобеспечения людей. А пункт закона о сохранении среды обитания коренных народов Севера Владимир Александрович и вовсе назвал абстракцией.

– У КМНС есть определенные традиционные промыслы: охота, рыбалка, оленеводство, – перечислил Владимир Швецов. – При этом охота как промысел исчезла, рыбы почти не осталось. Чем заниматься коренным жителям? Мы гордимся, что на Ямале самое многочисленное стадо оленей. Но – олени ли это? В любом справочнике сказано, что северные олени имеют живой вес от 70 до 190 килограммов. А сегодняшние весят в пределах 45 килограммов. Ну сохранили мы среду обитания – а дальше что, где олени?

О «ДЛИННОМ РУБЛЕ» ЗАМОЛВИЛИ СЛОВО

Многих интересовали более «близкие к телу» темы: несколько выступавших напомнили о необходимости сохранения в законе льгот и надбавок северянам, так как государство до 2002 года их гарантировало, а затем отдало на усмотрение работодателей, вследствие чего платят их теперь далеко не все.

Глава Нового Уренгоя Иван Костогриз отметил:

– Сегодня мы наблюдаем отток населения, особенно высококвалифицированных специалистов, с Крайнего Севера. Приходят новые, неподготовленные кадры, неадаптированные к условиям работы в наших широтах. Всё это сказывается на решении стоящих перед нами задач. Поэтому принципиально важно в новом законе отрегулировать вопросы стимулирования труда в виде гарантий и компенсаций людям, которые трудятся на территории Арктического региона.

Один из пионеров промышленного освоения Севера, заместитель главы Нового Уренгоя Александр Рябов решил поспорить с мнением о том, что движущей силой освоения Ямала с советских времен был «длинный рубль». «Я, например, энтузиаст!» – заявил он с высокой трибуны и продолжил:

– В чем я вижу положительные стороны этого документа? Все крупные стройки страны – «БАМ», «Уренгой» шли в условиях социализма, когда можно было сконцентрировать огромную сумму денег. Этот закон тоже позволит нам – наверное – сосредоточить усилия всей страны… Северный широтный ход, комплекс перерабатывающей промышленности нужны не только Ямалу, а всей России. Та же сибирская язва – проблема не только автономного округа, а общегосударственное дело. В законе должны быть прописаны, я согласен, интересы национальных общин: например, на Чукотке до сих пор едят моржей, а весь мир, та же Франция, этим возмущаются… Вопрос с «вахтующимися» – надо определиться, сколько населения мы сможем прокормить, чтобы это было выгодно государству? Миллион для Ямала может быть приемлемо, пятьсот тысяч – маловато, потому что часть вахтовиков не отвечает той квалификации, какой нам бы хотелось.

ТЕРРИТОРИЯ ЖИЗНИ НУЖДАЕТСЯ В ЛЮДЯХ

Рассуждая о том, что такое Север, – «вахта» или нет, депутат Фуат Сайфитдинов привел слова Президента РФ о том, что Север – территория жизни, и ее нельзя оставлять без людей и городов. В продолжение этой линии и появился новый закон об Арктике.

– Неслучайно наши нефтегазовые компании активно идут на Север, – подчеркнул Фуат Сайфитдинов. – Арктика – это завтрашний день, и если мы ее не освоим, сюда явится кто-то другой. Мы освободили Дальний Восток – и туда потихоньку пришел Китай. Сегодня мы говорим о преференциях для Дальнего Востока, ищем на Большой земле крестьян, даем им гектары бесплатной земли. Всё это меры правильные, но запоздалые. Главная проблема Арктики – отток трудоспособного населения, закон должен этот процесс предотвратить. У нас есть баланс соотношения постоянно работающего и «вахтового» населения, есть опыт влияния на эти процессы. Ямал разный – есть Новый Уренгой и Ноябрьск – а есть Сабетта и Бованенково. Мы понимаем, что наши промышленные нефтегазовые предприятия уходят всё дальше на север, и хотелось бы гарантировать преференции для людей, которые будут работать в Арктике.

Автор материала: