Имена финно-угорского мира

Раздел «Имена» содержит справочную информацию о выдающихся личностях финно-угорского мира. В данном разделе вы найдете сведенья, как о реальных исторических личностях, так и о легендарных героях народов уральской языковой семьи.

«Имена» - это уникальный свод описаний, составленный силами пользователей нашего сайта, в ходе конкурса «Имя финно-угорского мира», который проходил на басе сайта инфоцентра FINUGOR.RU в 2011 году.

Раздел «Имена» входит в «Народную Энциклопедию». Инфоцентр FINUGOR планирует расширять содержание «Энциклопедии».

C 16 мая по 7 декабря 2011 года инфоцентр проводил международный конкурс «Выдающиеся личности финно-угорских и самодийских народов» («Имя финно-угорского мира»). В ходе конкурса были выявлены 56 выдающихся личностей (по восьми номинациям), представляющие различные народы уральской языковой семьи. Международный конкурс проводился в России, Эстонии, Финляндии, Венгрии и других странах с целью популяризации информации о выдающихся представителях финно-угорских и самодийских народов и личностях, внесших большой вклад в изучение, сохранение и развитие языков и культур этих народов.

Будем рады, если вы внесете свой вклад. Если у вас есть уникальный справочный материал о культуре финно-угорских и самодийских народов, вы можете выслать его нам на адрес editor@FINUGOR.com

ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ
Ракоци Ференц II (Rákóczi Ferenc) [27.3.1676, Борши, — 8.4.1735, Родосто (ныне Текирдаг), Турция], руководитель антигабсбургской освободительной войны венгерского народа в 1703—11. Из семьи крупных феодалов Венгрии и Трансильвании, сын Ракоци Ференца I и Илоны Зриньи. Воспитывался в иезуитской школе. С 1692 ишпан (управляющий) Шарошского комитата. В июне 1703 возглавил освободительную антигабсбургскую войну в Венгерском королевстве. В июле 1704 избран трансильванским князем. Р. создал регулярную венгерскую армию, установил (1707) связи с Россией. После поражения освободительной войны эмигрировал (1711) в Россию. Жил затем во Франции и Турции. В 1906 прах Р. перенесён из Турции в Венгрию.http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A0%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D1%86%D0%B8%20%D0%A4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%20II/ 
Рудольф То́биас (эст. Rudolf Tobias; 29 мая 1873, Кяйна, остров Хийумаа ― 29 октября 1918, Берлин) ― эстонский композитор и органист.Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классам органа Л. Гомилиуса и композиции ― Н. К. Римского-Корсакова в 1897 году. Выступал как органист и хоровой дирижёр в Петербурге и Тарту. С 1909 жил в Германии, в 1912―1918 преподавал теорию музыки в Берлинской Высшей школе музыки.Центральное место в композиторском наследии Тобиаса занимают масштабные вокально-симфонические сочинения. Интересна судьба кантаты «Послание Ионы»: провалившаяся на премьере в 1909 году, она была затем исполнена лишь в 1989 г. (дирижёр Пеэтер Лилье), после того, как была восстановлена пианистом Вардо Румессеном, и принята публикой с восторгом. Ранние сочинения Тобиаса (как, например, увертюра «Юлий Цезарь», написанная в 1896) классичны по стилю, более поздние развивают импрессионистические и экспрессионистические тенденции.Портрет Тобиаса помещён на эстонской купюре достоинством в 50 крон. В городе Хаапсалу ему установлен памятник.Основные сочинения. Кантаты и оратории:«Иоанн Дамаскин» (1897)«Сон Калевипоэга» (1907)«Послание Ионы» (1909, восстановлена в 1989)«Дева света Ильманейтси» (1911)«Калевипоэг у ворот преисподней» (1912)Инструментальные сочинения«Юлий Цезарь», увертюра для оркестра (1896)Концерт для фортепиано с оркестром (1897, восстановлен В. Румессеном)Два струнных квартета (1899, 1900)«Чёрный ворон ― вестник брани», симфоническое каприччио (1909)Две фортепианных сонатины и другие пьесы  
Сергей Иванович Сергель (1883 – 1955) – один из представителей широких кругов российской общественности, откликнувшихся в начале ХХ в. на призыв основателей Этнографического отдела Русского музея помочь в сборе этнографических коллекций для вновь организуемого музея. С.И. Сергель, студент естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, собрал и передал музею в 1906 – 1908 гг. очень значительные вещевые и фото коллекции по традиционной культуре коми и норвежских саамов, имеющие весьма основательную научную и музейную значимость.При этом следует отметить, что имя С.И. Сергеля известно, в основном, музейным специалистам, которые широко используют собранные им вещевые и фото коллекции в экспозиционной практике. Жизнь его сложилась таким образом, что успешно начатая им карьера этнографа-исследователя прервалась в самом её начале, тогда как, например, С.И. Руденко и П.Е. Ефименко, его товарищи по университету, которые также сотрудничали с ЭО РМ, в дальнейшем выросли в крупных учёных. Он не оставил после себя научных публикаций, которые ввели бы результаты его исследовательской деятельности в научный оборот, поскольку сданные им в музей вместе с коллекциями рукописи, где зафиксированы результаты его полевых этнографических наблюдений, по объективным причинам не были опубликованы. Позднее им были изданы книги «Год кочевки с лопарями (1927 г.)» и «В зырянском крае» (1928 г.), однако они очень скоро стали библиографической редкостью. Прекрасные фотографии, сделанные им во время своих путешествий на территорию коми и к саамам Норвегии, и являющиеся, по существу, фотоэнциклопедией уже ушедшей в прошлое народной культуры, были многократно использованы различными авторами в научных и популярных изданиях, но всегда без указания авторства . Здесь мы пользуемся случаем восстановить историческую справедливость.До недавнего времени сведения о жизни С.И. Сергеля ограничивались немногими фактами его биографии, связанными с работой по сбору коллекций для ЭО РМ, что получило отражение в документах, хранящихся в Архиве РЭМ. На их основе в последние годы появились публикации, посвящённые его экспедиции к саамам Норвегии . Но оставались неизвестными даже время и место рождения будущего исследователя, не говоря о других аспектах его жизни и деятельности. Между тем, из скупых фактов, зафиксированных в немногих документах, вырисовывались контуры личности яркой и неординарной, заслуживающей своего изучения и жизнеописания.Судьба уже ушедшего из жизни учёного, также как и любого человека, приобретает со временем особое значение. Биографическое исследование не только позволяет по новому увидеть изучаемую личность, но и дает представление об особенностях рассматриваемого исторического периода.Изучение биографий и интерпретация индивидуальных, но типичных для определённого социального слоя жизненных обстоятельств и событий, позволяет увидеть образ эпохи, значение и смысл которой шире конкретных человеческих судеб.В результате архивных поисков автором настоящей статьи были обнаружены в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга документы, позволившие познакомиться со многими, неизвестными ранее страницами его жизни .Сергей Иванович Сергель родился 23 сентября 1883 г. в местечке Синявка Слуцкого уезда Минской губернии, в семье волостного писаря. В 1894 г. он поступил в Могилёвскую гимназию, закончив её в 1904 г. и проучившись там 10 лет вместо обычных восьми. Скорее всего, это было связано с трудностями его детства, весьма небогатого, и ранней потерей родителей (в 1900 г. уже не было в живых ни отца, ни матери). Как было написано в справке, выданной ему Могилёвской гимназией для предоставления в Санкт-Петербургский университет и удостоверяющей его материальное положение: «С. Сергель вследствие действительно большой бедности и неимения решительно никаких средств к жизни, был на время пребывания в Могилёвской гимназии освобождён от платы за учение и получал ежегодные денежные пособия».В 1903 г. Сергей Сергель, перешедший в выпускной класс гимназии, предпринимает в одиночку дальнее и авантюрное путешествие в далеко отстоящие от Могилёва места – на северную реку Печору, куда Сергель отправился, по его собственным словам, побуждаемый любознательностью и страстью к путешествиям. Выехав из Чердыни на лодке, он поднялся до верховьев Колвы, перебрался волоком в Унью, приток Печоры, по которой на лодке дошёл почти до верховьев Печоры. Затем пешком, с ружьём за плечами, он отправился в горы южной части Северного Урала.Здесь будут уместны некоторые литературные параллели. Вот что писал А. Грин в «Автобиографической повести» (в ту пору – подросток из глухой провинциальной Вятки, сын мелкого чиновника), рассказывая о себе: «Перед моими глазами в воображении вечно были американский лес, дебри Африки, сибирская тайга. Слова «Ориноко», «Миссисипи», «Суматра» звучали для меня, как музыка … К тому времени под влиянием Купера, Э. По, Дефо у меня начал складываться идеал одинокой жизни в лесу – жизни охотника. … Я хаживал с ружьём далеко на озёра и в лес, и часто ночевал в лесу у костра». Желание вырваться из привычного, обыденного мира подвигло его не только к странствиям, но и к литературному творчеству. Также и С. Сергель, как показали дальнейшие события его жизни, успешно трансформировал своё недовольство реалиями жизни и стремление к более ярким её проявлениям в познавательную и созидательную деятельность.Поездку на р. Печору в 1903 г. можно считать первым приобщением молодого человека к этнографическим иcследованиям. Во время своих странствий С. Сергель впервые столкнулся с незнакомым ему укладом жизни проживавших там экзотических для него народов – коми-зырян, манси, ненцев, русских старообрядцев. Скорее всего, эта поездка окончательно определила выбор им дальнейшего жизненного пути.В 1904 г., окончив гимназию, С. Сергель поступил в Санкт-Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета в группу, где готовили географов. Жизнь в Петербурге складывалась нелегко. Как многие неимущие студенты того времени, Сергель вынужден был зарабатывать деньги репетиторством. В периоды полного безденежья ему приходилось оставлять учёбу в университете до более благополучных времён. Но можно предположить, что тяготы жизни скрашивались тем, что он получил возможность в период пребывания в университете насытить свою жизнь яркими путешествиями, к которым всегда имел склонность. Это было результатом его установившегося сотрудничества с Этнографическим отделом Русского музея.В феврале 1906 г. Сергей Сергель пишет заявление в ЭО РМ с просьбой выделить ему 1000 рублей для сбора коллекций и этнографического обследования зырянского населения, живущего по берегам рек, впадающих в р. Печору в среднем её течении . Обосновывая свою просьбу, он сообщает о том, что в 1903 г. уже побывал в этом районе, где имел возможность близко познакомиться с местным населением. Далее С. Сергель обязуется собрать коллекции, характеризующие хозяйственные занятия коми (охоту и рыболовство), жилище, домашний быт (утварь, одежда). Этнографический отдел Русского музея счёл возможным включить Сергея Сергеля в число своих корреспондентов.Весной 1906 г. он отправился из Вологды пароходом в г. Усть-Сысольск. Далее путь его лежал по берегу в верховья р. Вычегды, где Сергель надеялся, по его собственным словам, найти «более интересное место для наблюдений за жизнью зырян» .Так началась первая в его жизни этнографическая экспедиция. Её основной задачей было изучение традиционной культуры коми и сбор этнографических коллекций для пополнения музейного собрания.В конце июня 1906 г. он добрался до крупного волостного села Помоздин в верховьях Вычегды. В поисках типичной зырянской деревни, где сохранились архаичные формы традиционной народной культуры, Сергель, по совету местного учителя, направился в с. Бадь-иоль, расположенное в нескольких километрах к западу от Помоздина. В этой деревне он прожил два месяца, занимаясь стационарными исследованиями традиционного образа жизни коми. Это была одна из первых в истории этнографических исследований коми целенаправленная стационарная научная экспедиция.За время своего пребывания на территории коми Сергель собрал 490 первоклассных этнографических памятников. Во время путешествия он сделал более двухсот уникальных фотографий. По результатам экспедиции Сергель сдал в ЭО РМ рукопись, содержащую описание зырянских построек в Помоздинской вол. Усть-Сысольского у. Вологодской губ., с приложением чертежей.Анализируя коллекционные сборы Сергеля, следует отметить высокий профессиональный уровень, на котором они были сделаны. С.И. Сергель строго следовал всем пунктам программы, разработанной сотрудниками ЭО. Хорошо аннотированные коллекции достаточно полно характеризуют такие сферы традиционной культуры коми как земледелие, охота, рыболовство, ремёсла, домашний быт, средства транспортировки, мужская и женская одежда, народная медицина. Коллекции С.И. Сергеля заложили фундамент коллекционного собрания РЭМ по коми, послужили основой для дальнейшего выделения и изучения локальных вариантов культуры данного этноса.Удивительный для совсем молодого человека профессионализм обьясняется той научной и творческой атмосферой, которая окружала С. Сергеля. Его преподавателем в университете был известный учёный Ф.К. Волков (1847 – 1918), читавший студентам-географам курс антропологии. Он же являлся одним из хранителей ЭО РМ и куратором Сергеля в музее. Способный любознательный студент, находившийся в тесном контакте с виднейшим учёным, не мог не воспринять новейшие тенденции в науке. Поэтому, хотя первичным импульсом к этнографическим исследованиям, несомненно, была свойственная ему, как он сам писал, «страсть к путешествиям» в отдалённые от цивилизации уголки земли, он смог состояться как специалист-этнограф.В начале июня 1907 г., через 10 месяцев после возвращения из Коми края С. Сергель отправился, вновь по поручению Этнографического отдела, в своё следующее путешествие к саамам Норвегии и Финляндии. Исходной точкой экспедиции был г. Гаммерфест, расположенный на крайнем севере Норвегии, поскольку её целью был сбор этнографических коллекций у саамов норвежской северной провинции Финмаркен. Теперь, несмотря на свою молодость, Сергель уже опытный путешественник и этнограф. Как он считает, «наиболее глубоко удаётся познать страну при передвижении пешком или в лодке (если имеются водные пути), так как в этом случае исследователь наиболее свободен. Ему оказываются доступными самые недоступные уголки (часто самые интересные). Также важно обходиться без проводника. В одних случаях он торопит, в других – задерживает» . Именно так, обогнув всю северную оконечность Норвегии, он и добирался от г. Гаммерфеста до о. Вардё, – пароходом, на лодке, а местами и пешком, без проводника, холодным полярным летом, с огромным вещевым мешком за плечами, ночуя под открытым небом, часто под дождём, завернувшись, как пишет Сергель, в «непромоканец» (брезентовый дождевик).На этом этапе экспедиции целью С. Сергеля было знакомство с жизнью морских саамов. На побережье Порсангер-фьорда ему удалось собрать небольшую коллекцию предметов по рыболовству. Там же он приобрёл и вертикальный ткацкий стан с грузом, являющийся уникальным экспонатом.Дальнейшей целью С. Сергеля было изучение быта лопарей-оленеводов, кочующих в западной и центральной части Финмаркена. В связи с этим в начале осени он занялся поисками оленевода, который согласился бы взять его к себе на кочевье. Это, по словам Сергеля, оказалось делом нелёгким: «Одни говорили, что нет места в коахты (переносной конусообразный шалаш), другие врали, что не хватает оленей, третьи утвердительно кивали головой, кряхтели, сопели, зоркими глазами-щёлками прикидывали – что надо этому русскому? Каким глазом он хочет погубить оленей? » В конце концов ему удалось заключить договор с оленеводом Генриком Андерсеном Сара, по которому тот обязывался предоставить Сергелю в коахты место, меховое одеяло, полное питание и доставить его в Карашок, одно из центральных селений внутреннего Финмаркена. Таким образом, на несколько месяцев Сергель, вплоть до прибытия 26 ноября 1907 г. в Карашок, погрузился в кочевую жизнь. С. Сергель писал: «Вообще моя лопаризация происходила вполне успешно. Я оделся во всё лопарское, ел то же, что и все, и так же, как и все. Оказалось, что еда прямо пальцами имеет свои преимущества, увеличивая сумму вкусовых ощущений осязательными ощущениями. Понемногу я начинал понимать преимущества человека, имеющего при себе чесальный крючок, перед тем, кто вынужден обходиться без него. Даже тогда, когда в коахты никого не было, меня не тянуло помыться – я тоже мог бы простудиться и, таким образом, мытьё было и мне не здорово» . Это была его вторая за два года стационарная этнографическая экспедиция. Как и во время своего пребывания у коми в 1906 г., он занимался изучением антропологического типа саамов-кочевников, внешнего вида и внутренней планировки жилища, процесса его установки и разборки, традиционной пищи и одежды, принимал участие в пастьбе оленей. В Карашоке, куда Сергель прибыл в конце ноября, он имел возможность познакомиться с особенностями быта оседлых оленеводов. В конце декабря Сергель едет в Иннари, поселение на берегу одноименного озера в Финляндии, один из центров финской Лапландии, а затем посещает селение Каутокейно – центр западного Финмаркена, добираясь до него кружным путём, частично морем, с тем, чтобы увидеть океанскую стихию зимой. Там, как и везде, им собираются этнографические коллекции.В конце января 1908 г., с окончанием полярной ночи, С. Сергель отправился на лыжах по территории Финляндии, пройдя свыше 300 км за две недели и наблюдая жизнь финских саамов. В начале весны 1908 г. С. Сергель вернулся в Петербург.Результаты этой экспедиции оказались столь же впечатляющи, как и предыдущей к верхневычегодским коми. Собранная им коллекция, количеством в 317 номеров, представляет собой ценнейший источник по этнографии зарубежных саамов, характеризуя особенности культуры различных этнических групп: морских и речных саамов, кочевых и оседлых оленеводов. В суровых условиях полярной зимы им сделано около ста фотографий, которые зафиксировали различные стороны жизни северных номадов. Он сдал в ЭО РМ рукописный научный отчёт «Поездка к норвежским лопарям»,представляющий собой очерк культуры зарубежных саамов на рубеже XIX – XX вв.Заметим, что оба путешествия С. Сергеля вполне проявили его характер, являвший собой сочетание юношеского романтизма, зрелой мужественности и тонкой наблюдательности. Перед нами предстаёт отважный путешественник, незаурядный исследователь, талантливый писатель. Несомненна его склонность к экстремальным приключениям, об этом свидетельствует и его опасное одиночное путешествие на лодке по р. Вычегде осенью 1906 г., и двухнедельный лыжный переход по финской территории, но не будем забывать, что ему в ту пору не исполнилось и 25 лет. Однако надо признать, что личность его не исчерпывалась романтической страстью к путешествиям. Научная основательность, с которой он выполнил свои обязательства перед ЭО РМ, поручившему ему сбор этнографических коллекций по традиционной культуре коми и саамов, их качественный состав, впечатляют и в наши дни, когда уже известны результаты более поздних исследований за весь истекший период со времени его экспедиций. Материалы, собранные С.И. Сергелем, во многом уникальны, поскольку в них зафиксирован пласт в то время уходящей, а в наше время уже ушедшей культуры коми и зарубежных саамов. Его собрание охватывает широкий спектр этнографических тем, давая представительную характеристику традиционной культуры этих народов.В 1913 г. С. Сергель получил свидетельство об окончании университета. Сведения о дальнейшей его жизни весьма скудны. Известно, что в 1915 – 1916 гг. он работал в г. Вельске Вологодской губ. чиновником Удельного округа Министерства Имперского Двора и уделов .Мы не знаем, как складывалась жизнь Сергеля далее, во всяком случае, ему удалось пережить суровые времена революции и гражданской войны. В 1920-е годы он работал в Московской обл., в Волоколамском зооветеринарном техникуме преподавателем географии . В историю техникума он вошёл как «великий мастер и энтузиаст экскурсионного дела» . Это время без преувеличения можно назвать «золотым веком» российского краеведения, поэтому совершенно естественно, что Сергель, опытный путешественник и исследователь народной культуры, лишённый возможности самореализации на должном уровне, искал приложения своих способностей и сил на краеведческом поприще. Не нужно обладать особой проницательностью, чтобы предположить, что такая деятельная натура, как С. Сергель, не мог быть полностью удовлетворён своей жизнью в Волоколамске, довольствуясь краеведческими экскурсиями по его окрестностям. В 1930 г. он пишет заявление в Комитет Севера при Президиуме ВЦИК, в котором просит назначить его краеведом на одну из северных культбаз , но изучение архивных документов, связанных с деятельностью этих учреждений, не выявило каких-либо интересующих нас сведений.К сожалению, на этом обрывается цепь немногочисленных известных нам фактов биографии С. Сергеля.С.И. Сергель, даже не будучи профессиональным этнографом, вписал ярчайшие страницы в историю Российского этнографического музея и отечественной этнографии и, несомненно, по праву должен занять своё место в ряду известных путешественников и этнографов прошлого.http://www.ethnology.ru/biobib/Result.php?fnc=18 

 

__________________________________________

 

Докто филологических наук, заведующая сектором языкознания института языка литературы и истории Карельского научного центра РАН (Петрозаводск). Родилась в вепсской семье в древнем вепсском поселении Войлахта Бабаевского района Вологодской области. Окончила с отличием филологический факультет Вологодского педагогического института в 1969 году,  аспирантуру Петрозаводского университета в 1973 году. В 1975 году защитила кандидатскую диссертацию на тему "Именное словоизменение в вепсском языке (История и функционирование форм слова)". В ИЯЛИ КарНЦ РАН - с 1969 года. С 1997 года - заведующая сектором. В 2002 году защитила докторскую диссертацию на тему "Вепсский глагол. Сравнительно-сопоставительное исследование". Н.Г. Зайцева одна из инициаторов сохранения вепсского этноса, развития самобытной вепсской культуры и вепсского языка. При ее активном участии было возобновлено преподавание вепсского языка в регионах проживания вепсов, она принимала участие в подготовке школьных учебников. Совместно с М.И. Муллонен разработаны основы вепсской письменности (утверждены в 1989 году). Иностранный член Общества финляндской литературы, Общества Калевалы, Финно-угорского общества. Сама поэтесса, она перевела на вепсский язык большое количевство рассказов и стихов русских писателей. Н.Г. Зайцевой пренадлежит перевод на вепсский язык эпоса "Калевала", Детской Библии, Евангелий, и Писем Нового Завета, она автор нескольких изданий словарей вепсского языка. 
Андрус Ансип (эст. Andrus Ansip; 1 октября 1956, Тарту) — премьер-министр Эстонии и председатель эстонской Партии Реформ (эст. Reformierakond). Родился в Тарту. Окончил Тартуский университет с дипломом химика в 1979 году. В 1978 году вступил в Коммунистическую партию. В 1985 году работал инструктором отдела промышленности и транспорта Тартуского районного комитета Коммунистической партии Эстонской ССР. В 1986—1989 годы — инструктор промышленного отдела и заведующий орготделом Тартуского райкома КПЭ, в том числе и во время разгона студенческой демонстрации 1988 года в Тарту, приуроченной к годовщине подписания Тартуского мира (1920 год) между Эстонской республикой и Советской Россией (уже в бытность премьер-министром Ансип рассказал журналистам, что он не мог быть причастным к разгону данной демонстрации, так как в те часы пил чай у тёщи). До начала политической деятельности работал в банковских и инвестиционных предприятиях. Был членом совета директоров Народного банка Тарту (эст. Rahvapank), председателем Ливонской приватизационной коллегии, исполнительным директором акционерного общества Fondiinvesteeringu Maakler AS. Состоял также председателем совета Радио Тарту. Образование 1974 год — закончил 5-ю среднюю школу города Тарту 1979 год — закончил отделение органической химии Тартуского университета 1987—1989 годы — Эстонская сельскохозяйственная академия, агрономия 1992 год — Университет York, Торонто, управление бизнесом Мэр Тарту В 1998 году Ансип был избран мэром Тарту от Партии реформ и оставался на этом посту до 2004 года, при широкой популярности и неизменно высоком рейтинге по результатам опросов. 21 ноября 2004 года Ансип стал председателем Партии реформ, так как основатель и неизменный председатель партии, бывший премьер-министр Сийм Каллас стал вице-президентом комиссии Европейского союза и, оставив свою прежнюю должность, переехал в Брюссель. Ансип переехал в Таллин и 13 сентября 2004 года стал министром экономики в правительстве Юхана Партса, сменив на этом посту Меэлиса Атонена. Премьер-министр 31 марта 2005 президент Эстонии Арнольд Рюйтель поручил Ансипу сформировать новое правительство, что явилось следствием отставки правительства Юхана Партса. Ансип сформировал коалицию своей партии с Центристской партией и Народным союзом, следствием чего стало представление 12 апреля 2005 года нового правительства в Рийгикогу и на следующий день правительство приступило к работе. После победы своей партии на выборах в Рийгикогу 4 марта 2007 года, Ансип, набравший 22 540 голосов, образовал коалицию с партией социал-демократов и объединением Союз Отечества-Рес Публика (эст. Isamaa ja Res Publica Liit (IRL)). 8 июля 2006 года на выступлении перед ветеранами 20-й эстонской дивизии СС Ансип положительно оценил деятельность эстонских эсэсовцев: «Я не могу согласиться с теми, кто считает вашу борьбу бессмысленной. Как можно считать бессмысленным то, что люди исполняли свой долг перед своим народом и государством?» Борьба против памятника советскому Воину-освободителю («Бронзовый солдат») Ансип выступил инициатором законопроекта «О сносе запрещённых сооружений», который, однако был отклонен президентом Эстонии Ильвесом и не вступил в силу. Но парламент принял «Закон о защите воинских захоронений», который давал основание для перезахоронения останков солдат, похороненных в неподходящем месте (например, в парке), а также в местах, где воинские захоронения невозможно обеспечить надлежащим уходом. По мнению многих политических комментаторов, премьер-министр Эстонии Андрус Ансип в ходе предвыборной кампании пообещал перенести памятник Воину-освободителю, чтобы завоевать голоса избирателей, прежде традиционно голосовавших за маргинальные националистические партии, не представленные в парламенте, и тем самым набрать недостающие для получения полномочий сформировать правительство проценты. Перед началом эксгумации останков премьер Ансип несколько раз публично гарантировал порядок и безопасность гражданам страны. 26 апреля 2007 года Бронзовый солдат (памятник павшим во Второй мировой войне) был демонтирован и позднее перенесён на Военное кладбище Таллина. По официальным данным, в ходе вспыхнувших в результате этого волнений в городах страны было ранено 156 человек, один погиб. Поддержка народа Получивший на выборах рекордный результат Андрус Ансип за полгода правления добился у народа самой большой по сравнению со всеми предшественниками поддержки. Фирма Emor по заказу газеты Postimees измерила уровень поддержки правительства и парламента по 10-балльной шкале, на которой 10 баллов означают полную поддержку и 1 балл — полное отсутствие таковой. Средний балл правительства Марта Лаара (1999—2002) 4,67, правительства Сийма Калласа (2002—2003) и Юхана Партса (2003—2005) имели по 5,17 балла. Средний балл правительства Андруса Ансипа — 5,87. 6 марта 2011 года прошли очередные парламентские выборы. Право-центристская коалиция, состоящая из партии Андруса Ансипа и Союза Отечества-Рес Публика получила большинство голосов избирателей, что позволит коалиции занять 56 из 101 места в национальном парламенте. Интересные факты Премьер-министр Эстонии Андрус Ансип был награждён орденом канадских эстонцев за участие в переносе памятника Воину-освободителю. Как заявил на церемонии вручения почётный консул Эстонии в Канаде Лаас Лейват, при переносе монумента правительство действовало «умело и уверенно». 7 февраля 2008 года на пресс-конференции правительства Андрус Ансип заявил о наступающем экономическом кризисе: «Если это кризис и крах, то только в таком кризисе и крахе я бы хотел жить». Суммарное падение ВВП Эстонии за 2008—2009 год составило 17,2 %. Награды Великий офицер ордена Трёх звёзд (Латвия, 30 марта 2009 года) Личная жизнь Супруга Андруса Ансипа Ану Ансип по профессии врач-гинеколог. В семье три дочери — Реэт, Лийса и Тийна. Ансип постоянно занимается велоспортом, а также увлекается лыжным спортом. В 1996 году во время велосипедной прогулки Ансип попал под машину. Он перенес 11-часовую операцию и 3 месяца был прикован к постели. Восстановление заняло у него 14 месяцев. Спустя годы Ансип признался, что после аварии «было бы лучше покинуть этот мир». http://ru.wikipedia.org/wiki/Ансип,_Андрус
Молданов Тимофей Алексеевич родился в 1957 году в д. Юильск, Березовского района, Ханты-Мансийского национального округа в семье оленевода. Выходец из традиционной среды, он сохраняет связь с родной культурой, помогает ее сохранению и адаптации к современным реалиям. В настоящее время Молданов Т.А. является кандидатом исторических наук, ведущим научным сотрудником отдела истории, археологии, этнологии Обскоугорского института прикладных исследований. Тимофей Алексеевич – тонкий знаток и носитель обрядового фольклора казымских хантов. Он многое сделал для возрождения едва не забытого праздника «Медвежьи игрища». Наряду с научной работой, Молданов Т.А. постоянно ведет просветительскую деятельность: преподавание хантыйского языка, этнографии, промыслов, разучивание сценок из репертуара медвежьих игрищ в этнооздоровительных центрах. Сегодня его первые ученики являются полноценными носителями традиционной культуры и языка. Делу привлечения к проблемам хантыйской культуры способствуют и такие его международные проекты как чтение лекций по традиционной культуре хантов в Японии в 1999 году, за что он был награждён почётной грамотой Министерства Культуры Японии за значительный вклад в сохранение культуры малочисленных народов мира. Молданов Т.А. постоянно занимается общественной работой. Он стоит у истоков создания центров национальных культур, этнооздоровительных стойбищ, основатель серии фольклорных сборников «Земля кошачьего локотка», которая стала номинантом конкурса «Чудо финноугорских народов». Он был одним из тех, кто создавал ассоциацию «Союз оленеводов ХМАО» и в течение десяти лет являлся вице-президентом этой организации. Человек разносторонне одаренный, Молданов Т.А. - автор ряда научно-популярных фильмов. Его фильм «О чём поведал медведь на Югане» в 1995 году получил диплом на V Международном фестивале телепрограмм и телефильмов «Финно-угорский мир»., самой ценной для себя он считает золотую медаль Лиги малочисленных народов мира за сохранение культуры малочисленных народов Севера в 2002 году, поскольку сохранение культуры хантов считает своей главной задачей.

 

__________________________________________

 
  • вера в добро
    Удивительные картины и графика Виталия Онькова. Так может видеть.. челоловек верящий не в зло , любящий родную природу , творящий сказку сердцем , своим желаемым видением. Красивые , добрые , умные , мудрые работы , некоторые с болью , с болью в сердце. Виталий Оньков ушел 13.10.2008. оставив после себя добро и добрую память.
  • DanSIDE
    На последнем фото картина "Пера" художника Виталия Онькова, встречался с ним не раз в своем детстве, он жил в соседнем доме. А вообще, вся эта история с Кудым-Ошем выдумана специально, чтоб народ не чувствовал себя обделенным после того как Стефан-Пермский увел Коми-Пермяков в веру Христову огнем и мечом. У каждого народа должна быть своя история для сказок детям.
  • Алексей

    Здравствуйте, Владимир! С Рождеством Вас! Если Вас ещё интересует книга "Слепые и зрячие", то могу Вам её предложить.

       С Уважением. Алексей.

  • Гость

    куда делись?