Имена финно-угорского мира

Раздел «Имена» содержит справочную информацию о выдающихся личностях финно-угорского мира. В данном разделе вы найдете сведенья, как о реальных исторических личностях, так и о легендарных героях народов уральской языковой семьи.

«Имена» - это уникальный свод описаний, составленный силами пользователей нашего сайта, в ходе конкурса «Имя финно-угорского мира», который проходил на басе сайта инфоцентра FINUGOR.RU в 2011 году.

Раздел «Имена» входит в «Народную Энциклопедию». Инфоцентр FINUGOR планирует расширять содержание «Энциклопедии».

C 16 мая по 7 декабря 2011 года инфоцентр проводил международный конкурс «Выдающиеся личности финно-угорских и самодийских народов» («Имя финно-угорского мира»). В ходе конкурса были выявлены 56 выдающихся личностей (по восьми номинациям), представляющие различные народы уральской языковой семьи. Международный конкурс проводился в России, Эстонии, Финляндии, Венгрии и других странах с целью популяризации информации о выдающихся представителях финно-угорских и самодийских народов и личностях, внесших большой вклад в изучение, сохранение и развитие языков и культур этих народов.

Будем рады, если вы внесете свой вклад. Если у вас есть уникальный справочный материал о культуре финно-угорских и самодийских народов, вы можете выслать его нам на адрес editor@FINUGOR.com

ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ
Родился 7 августа 1946 года в г. Колпашево Томской области. Отличник народного образования СССР, отличник культуры РФ, заслуженный деятель культуры ХМАО.В 1967 г. окончил Томское музыкальное училище по специальности «Преподаватель фортепиано и концертмейстер». Работал преподавателем фортепиано в Томском педагогическом училище, затем, с 1967 по 1973 гг., в музыкальной школе в своем родном городе Колпашево. Несколько лет прожил в Молдавской ССР, где работал преподавателем фортепиано в музыкальной школе и учителем музыки в общеобразовательной школе (1973 - 1982).С 1982 года Дмитрий Георгиевич руководил фольклорным музыкальным ансамблем «Лесная сказка» при национальной образовательной школе п. Шеркалы, затем переехал в с. Саранпауль, и в Саранпаульской национальной школе искусств работает преподавателем национальных инструментов со дня ее основания.  Дмитрий Агеев является автором музыки и постановщиком музыкальных спектаклей «Я - человек» по мотивам «Языческой поэмы» Ю.Шесталова, «У костра» по мотивам стихов мансийского поэта А.Тарханова и др. Несколько раз он проводил окружные курсы по обучению игре на национальных инструментах. С 1993 года является руководителем фольклорного коллектива «Салы ленгх» («Оленьими тропами»). Коллектив постоянно принимает участие в окружных фольклорных фестивалях, неоднократно представлял национальную культуру округа в стране и за ее пределами - в Болгарии, Венгрии и Финляндии. Участники коллектива выступали в Петрозаводске, Новосибирске, Екатеринбурге, Йошкар-Оле, Анапе, Одессе, Москве и других городах. Учащиеся Дмитрия Агеева выступали в Японии, Австрии и Франции. Коллектив награжден десятками грамот и дипломов, в том числе участники коллектива награждены дипломами лауреатов - победителей районных, окружных и всероссийских конкурсов.В настоящее время Дмитрий Георгиевич Агеев преподает вокал и обучает игре на национальных инструментах в Саранпаульской национальной детской школе искусств. Его ученики неизменно занимают призовые места во всех конкурсах, где они принимают участие. Ведущим направлением педагогической деятельности Дмитрия Агеева является сохранение и развитие музыкальной культуры малочисленных народов Севера, приобщение детей к культурным ценностям.
1988-1993 годы участие в деятельности первого независимого творческого объединения «Лодка», которое было создано художниками Удмуртии для развития актуального современного искусства. с 1990 по 1992 годы учеба на художественно-графическом факультете Удмуртского государственного университета, на факультете живописи в Московском государственном художественном институте имени Сурикова, работал художником московского кооператива «Глобус». с 1992 году стал одним из создателей и председателем общественной организации «Ижевский клуб», которая занималась различными проектами в области искусства. В начале 90-х годов Энвиль Касимов занимался продюсированием различных арт-проектов, один из них – проект «Новые песни древней земли» состоялся в 1992 году. Занимался организацией этнографической экспедиции в Юкаменский район Удмуртии, где были сделаны записи аутентичного фольклора, а затем выпущен виниловый диск «Бесермян-крезь». В 1993 году работал в ижевском муниципальном выставочном центре «Галерея» заместителем директора, а затем – руководителем дизайн-группы ТОО ПГ «Ижевский завод», занимался реализацией творческих проектов.В 1993 и 1994 годах Энвиль Касимов стал организатором праздников «День города» в Ижевске. В 2003 году Энвиль Владимирович стал главным редактором газеты «Известия Удмуртской Республики». В 2004 году Энвиль Владимирович и редакция газеты «Известия Удмуртской Республики» принимали активное участие в реализации программы «Ижевск – Культурная столица Поволжья». По итогам этой деятельности он получил благодарственное письмо мэра города Ижевска за организацию и проведение программы «Ижевск – Культурная столица Поволжья» за 2004 год.В 1988 году он принимал участие в выставке «Молодость нашей страны» в Москве, в 1989 году его работы экспонировались на первой ижевской выставке авангардного искусства «Да!». В 1990 году состоялось несколько выставок с его участием: «Лодка» в Ижевске, «Нагота глазами XX века» в Ижевске и Москве, «Lines soft and hard» в Москве, перформанс «Белый флаг черного шамана» в Ижевске, «Mastaba» в Москве, «Druo» в Париже. В 1991 году художественные работы, созданные Энвилем Владимировичем, экспонировались в Ижевске, Москве и Берлине на выставке «Монохром», на выставках «X-Annet» в Ижевске, «Танатос» в Москве, в Ижевске прошла персональная выставка «Росомаха». В 1992 году он принимал участие в московских и ижевских выставках «10 уровней», «Tanatos-Murt», в московской выставке в Музее палеонтологии, и на аукционе «Druo» в США и Франции. В том же году им была создана галерея уличных скульптур, которые украсили парковую зону Дворца детского и юношеского творчества в Ижевске. Созданные Энвилем Владимировичем художественные работы находятся в частных коллекциях во Франции, Германии, США, Норвегии, Австралии и России. В настоящее время занимается реализацией в Ижевске крупномасштабных проектов в сфере современного искусства - арт-форум «День Удмурта» и арт-ассамблея «Ижевский Арсенал (Все из дерева)».В апреле 2008 года прошла персональная выставка «Я люблю их» в Москве (Центральный дом художника). Организатором выставки являлось Е.К.Арт-Бюро2009 год – организация и реализация проекта «Куриный Рай. Куриный Край» (январь – «Арт-Пермь», февраль – «Арт.Галерея - Казань», март-апрель «Сити-галерея Ижевск» май – Ночь Музеев арт стрелка Москва, июнь – Ижевск, август – Ширяевское Биеннале)Март 2009 – персональная выставка «Детское» в Е.К.Арт.Бюро (Москва)Сентябрь-Октябрь 2009 – участие в выставке «Omne animal» 3-я Московская Биеннале – параллельная программа, Московский зоопарк. 2010 год – Участие с проектом «Круг Чайковского» на «Арт.Галерея-Казань-2010», персональная выставка «Волки» - галерея «Известия Удмуртской Республики», издание книги «Правдивые рассказы из жизни знаменитого композитора П.И.Чайковского (Быль)». Курирование выставок в г. Ижевске (С. Орлов, П. Аксенов)Организация и проведение церемонии присвоение звания «Почетный Удмурт» Эмиру Кустурицы и проведение концерта EMIR KUSTURICA and «TNSO» в г. ИжевскеУчастие в литературном сборнике «Ижевская тетрадь» презентация в Москве (декабрь 2010
В марийских легендах Онар предстает перед нами в сказаниях в двух ипостасях. Как титан – созидатель облика земли марийской и как богатырь, отец последующего поколения богатырей, защитник земли и народа. Онар-великан был юн, но так огромен, что головой едва не доставал до радуги небесной, которую иносказательно так и называют воротами Онара, самые высокие дубы были ему, как трава, по колено, самые обширные и глубокие топи – как лужицы. Там, где садился отдыхать, – земля прогибалась, образуя ложбину; следы его ног становились озерами; там, где он вытряхивал набившийся в лапти песок, – появлялись курганы. Про многие холмы и озера в Мари Эл народ говорит, что это следы древнего великана. И потому-то марийцы называют свой край землей богатыря Онара. Есть и другой Онар. Рост его тоже высок, но вполне соизмерим с ростом человека. Это уже не беззаботный великан-мальчишка, а зрелый человек, воин, вооруженный волшебным мечом, который светится, чуя рядом злые силы. Он знается с людьми, помогает им в работе, защищает от врагов, имеет свой род, семью. Враги в это время обходят землю мари стороной. Недавно на подъезде к селу Шоруньжа появился каменный знак, посвященный богатырю. На нем начертаны слова: "ОНАР МЕМНАН КУАТНА", что в переводе значит "Онар - наша сила".

 

__________________________________________

 

Докто филологических наук, заведующая сектором языкознания института языка литературы и истории Карельского научного центра РАН (Петрозаводск). Родилась в вепсской семье в древнем вепсском поселении Войлахта Бабаевского района Вологодской области. Окончила с отличием филологический факультет Вологодского педагогического института в 1969 году,  аспирантуру Петрозаводского университета в 1973 году. В 1975 году защитила кандидатскую диссертацию на тему "Именное словоизменение в вепсском языке (История и функционирование форм слова)". В ИЯЛИ КарНЦ РАН - с 1969 года. С 1997 года - заведующая сектором. В 2002 году защитила докторскую диссертацию на тему "Вепсский глагол. Сравнительно-сопоставительное исследование". Н.Г. Зайцева одна из инициаторов сохранения вепсского этноса, развития самобытной вепсской культуры и вепсского языка. При ее активном участии было возобновлено преподавание вепсского языка в регионах проживания вепсов, она принимала участие в подготовке школьных учебников. Совместно с М.И. Муллонен разработаны основы вепсской письменности (утверждены в 1989 году). Иностранный член Общества финляндской литературы, Общества Калевалы, Финно-угорского общества. Сама поэтесса, она перевела на вепсский язык большое количевство рассказов и стихов русских писателей. Н.Г. Зайцевой пренадлежит перевод на вепсский язык эпоса "Калевала", Детской Библии, Евангелий, и Писем Нового Завета, она автор нескольких изданий словарей вепсского языка. 
Заслуженная артистка Российской Федерации Елена Ивановна Кондулайнен родилась  09.04.1958 под Ленинградом, в поселке Токсово. В этом поселке с давних пор жили выходцы из Швеции, Финляндии, Германии, Англии. Во время войны многие из соображений безопасности поменяли свои фамилии. Отец Елены, по национальности ингерманландский финн, этого делать не стал. Кондулайнены жили на хуторе посреди леса. У них было собственное хозяйство - коровы, свиньи, овцы, кролики, куры. Хозяйством занималась и Елена. Она пасла овец, помогала матери сажать картошку и морковь. Ближайшее жилье было за три километра, и Елене приходилось мало общаться со сверстниками. Общение происходило лишь в школе, куда она ходила несколько километров через лес. Там же она впервые столкнулась с расовой неприязнью. Как и многих финнов ее называли «чухной поганой». С ранних лет проявился артистический талант Елены. Она без конца кого-то пародировала, танцевала на столе, прекрасно пела. Родители, видя это, отдали девочку в музыкальную школу. Окончив школу, Елена собиралась поступать в консерваторию, но случилось так, что она поступила в Институт культуры (ЛГИТМиК) на дирижерско-хоровое отделение. Тогда же она впервые попала в кино - в массовку, а затем и не небольшие роли (мелодрама «Путешествие в другой город»). На нее обратили внимание и переманили на актерское отделение, в мастерскую А. Кацмана. Так Елена стала актрисой. Тогда же в студенческом спектакле «Ах, эти звезды» Елена Кондулайнен сыграла свою первую эротическую роль - очаровательную Марлен Дитрих. Спектакль имел бешеный успех. Рекламные афиши, на которых она была изображена в платье с глубоким декольте, висели в городе недолго. Их быстро сорвали поклонники... В 1990 году Елена Кондулайнен впервые снялась в кино полностью обнаженной. Это была социально-психологическая драма Хусейна Эркенова, по мотивам одноименной повести Юрия Полякова «Сто дней до приказа», раскрывающая социальные проблемы в советской армии. Картина вызвала грандиозный скандал. Властные структуры, возмутившись многими сценами из фильма, долгое время не пускали его на экраны. Елена Кондулайнен признается, что и сама была шокирована съемками. Именно после этой картины Елену Кондулайнен впервые назвали <секс-символом>. Для страны, где тема секса многие десятилетия была табу, это было подобно революции. Конечно, секс-символы существовали и раньше, но чтобы вот так - со страниц газет... В 1993 году Кондулайнен эпатировала общественность тем, что создала «Партию любви». Вступить в нее не посчитали зазорным такие публичные персоны, как Александр Панктаров-Черный, Михаил Звездинский, Борис Хмельницкий, Мария Арбатова, Алексей Глызин и другие. А что за фракции были в этой партии: «Любви к блондинкам», «Любви к брюнеткам», «Бывших бабников», «Свободной любви».
Андрус Ансип (эст. Andrus Ansip; 1 октября 1956, Тарту) — премьер-министр Эстонии и председатель эстонской Партии Реформ (эст. Reformierakond). Родился в Тарту. Окончил Тартуский университет с дипломом химика в 1979 году. В 1978 году вступил в Коммунистическую партию. В 1985 году работал инструктором отдела промышленности и транспорта Тартуского районного комитета Коммунистической партии Эстонской ССР. В 1986—1989 годы — инструктор промышленного отдела и заведующий орготделом Тартуского райкома КПЭ, в том числе и во время разгона студенческой демонстрации 1988 года в Тарту, приуроченной к годовщине подписания Тартуского мира (1920 год) между Эстонской республикой и Советской Россией (уже в бытность премьер-министром Ансип рассказал журналистам, что он не мог быть причастным к разгону данной демонстрации, так как в те часы пил чай у тёщи). До начала политической деятельности работал в банковских и инвестиционных предприятиях. Был членом совета директоров Народного банка Тарту (эст. Rahvapank), председателем Ливонской приватизационной коллегии, исполнительным директором акционерного общества Fondiinvesteeringu Maakler AS. Состоял также председателем совета Радио Тарту. Образование 1974 год — закончил 5-ю среднюю школу города Тарту 1979 год — закончил отделение органической химии Тартуского университета 1987—1989 годы — Эстонская сельскохозяйственная академия, агрономия 1992 год — Университет York, Торонто, управление бизнесом Мэр Тарту В 1998 году Ансип был избран мэром Тарту от Партии реформ и оставался на этом посту до 2004 года, при широкой популярности и неизменно высоком рейтинге по результатам опросов. 21 ноября 2004 года Ансип стал председателем Партии реформ, так как основатель и неизменный председатель партии, бывший премьер-министр Сийм Каллас стал вице-президентом комиссии Европейского союза и, оставив свою прежнюю должность, переехал в Брюссель. Ансип переехал в Таллин и 13 сентября 2004 года стал министром экономики в правительстве Юхана Партса, сменив на этом посту Меэлиса Атонена. Премьер-министр 31 марта 2005 президент Эстонии Арнольд Рюйтель поручил Ансипу сформировать новое правительство, что явилось следствием отставки правительства Юхана Партса. Ансип сформировал коалицию своей партии с Центристской партией и Народным союзом, следствием чего стало представление 12 апреля 2005 года нового правительства в Рийгикогу и на следующий день правительство приступило к работе. После победы своей партии на выборах в Рийгикогу 4 марта 2007 года, Ансип, набравший 22 540 голосов, образовал коалицию с партией социал-демократов и объединением Союз Отечества-Рес Публика (эст. Isamaa ja Res Publica Liit (IRL)). 8 июля 2006 года на выступлении перед ветеранами 20-й эстонской дивизии СС Ансип положительно оценил деятельность эстонских эсэсовцев: «Я не могу согласиться с теми, кто считает вашу борьбу бессмысленной. Как можно считать бессмысленным то, что люди исполняли свой долг перед своим народом и государством?» Борьба против памятника советскому Воину-освободителю («Бронзовый солдат») Ансип выступил инициатором законопроекта «О сносе запрещённых сооружений», который, однако был отклонен президентом Эстонии Ильвесом и не вступил в силу. Но парламент принял «Закон о защите воинских захоронений», который давал основание для перезахоронения останков солдат, похороненных в неподходящем месте (например, в парке), а также в местах, где воинские захоронения невозможно обеспечить надлежащим уходом. По мнению многих политических комментаторов, премьер-министр Эстонии Андрус Ансип в ходе предвыборной кампании пообещал перенести памятник Воину-освободителю, чтобы завоевать голоса избирателей, прежде традиционно голосовавших за маргинальные националистические партии, не представленные в парламенте, и тем самым набрать недостающие для получения полномочий сформировать правительство проценты. Перед началом эксгумации останков премьер Ансип несколько раз публично гарантировал порядок и безопасность гражданам страны. 26 апреля 2007 года Бронзовый солдат (памятник павшим во Второй мировой войне) был демонтирован и позднее перенесён на Военное кладбище Таллина. По официальным данным, в ходе вспыхнувших в результате этого волнений в городах страны было ранено 156 человек, один погиб. Поддержка народа Получивший на выборах рекордный результат Андрус Ансип за полгода правления добился у народа самой большой по сравнению со всеми предшественниками поддержки. Фирма Emor по заказу газеты Postimees измерила уровень поддержки правительства и парламента по 10-балльной шкале, на которой 10 баллов означают полную поддержку и 1 балл — полное отсутствие таковой. Средний балл правительства Марта Лаара (1999—2002) 4,67, правительства Сийма Калласа (2002—2003) и Юхана Партса (2003—2005) имели по 5,17 балла. Средний балл правительства Андруса Ансипа — 5,87. 6 марта 2011 года прошли очередные парламентские выборы. Право-центристская коалиция, состоящая из партии Андруса Ансипа и Союза Отечества-Рес Публика получила большинство голосов избирателей, что позволит коалиции занять 56 из 101 места в национальном парламенте. Интересные факты Премьер-министр Эстонии Андрус Ансип был награждён орденом канадских эстонцев за участие в переносе памятника Воину-освободителю. Как заявил на церемонии вручения почётный консул Эстонии в Канаде Лаас Лейват, при переносе монумента правительство действовало «умело и уверенно». 7 февраля 2008 года на пресс-конференции правительства Андрус Ансип заявил о наступающем экономическом кризисе: «Если это кризис и крах, то только в таком кризисе и крахе я бы хотел жить». Суммарное падение ВВП Эстонии за 2008—2009 год составило 17,2 %. Награды Великий офицер ордена Трёх звёзд (Латвия, 30 марта 2009 года) Личная жизнь Супруга Андруса Ансипа Ану Ансип по профессии врач-гинеколог. В семье три дочери — Реэт, Лийса и Тийна. Ансип постоянно занимается велоспортом, а также увлекается лыжным спортом. В 1996 году во время велосипедной прогулки Ансип попал под машину. Он перенес 11-часовую операцию и 3 месяца был прикован к постели. Восстановление заняло у него 14 месяцев. Спустя годы Ансип признался, что после аварии «было бы лучше покинуть этот мир». http://ru.wikipedia.org/wiki/Ансип,_Андрус

 

__________________________________________

 
  • вера в добро
    Удивительные картины и графика Виталия Онькова. Так может видеть.. челоловек верящий не в зло , любящий родную природу , творящий сказку сердцем , своим желаемым видением. Красивые , добрые , умные , мудрые работы , некоторые с болью , с болью в сердце. Виталий Оньков ушел 13.10.2008. оставив после себя добро и добрую память.
  • DanSIDE
    На последнем фото картина "Пера" художника Виталия Онькова, встречался с ним не раз в своем детстве, он жил в соседнем доме. А вообще, вся эта история с Кудым-Ошем выдумана специально, чтоб народ не чувствовал себя обделенным после того как Стефан-Пермский увел Коми-Пермяков в веру Христову огнем и мечом. У каждого народа должна быть своя история для сказок детям.
  • Алексей

    Здравствуйте, Владимир! С Рождеством Вас! Если Вас ещё интересует книга "Слепые и зрячие", то могу Вам её предложить.

       С Уважением. Алексей.

  • Гость

    куда делись?