Имена финно-угорского мира

Раздел «Имена» содержит справочную информацию о выдающихся личностях финно-угорского мира. В данном разделе вы найдете сведенья, как о реальных исторических личностях, так и о легендарных героях народов уральской языковой семьи.

«Имена» - это уникальный свод описаний, составленный силами пользователей нашего сайта, в ходе конкурса «Имя финно-угорского мира», который проходил на басе сайта инфоцентра FINUGOR.RU в 2011 году.

Раздел «Имена» входит в «Народную Энциклопедию». Инфоцентр FINUGOR планирует расширять содержание «Энциклопедии».

C 16 мая по 7 декабря 2011 года инфоцентр проводил международный конкурс «Выдающиеся личности финно-угорских и самодийских народов» («Имя финно-угорского мира»). В ходе конкурса были выявлены 56 выдающихся личностей (по восьми номинациям), представляющие различные народы уральской языковой семьи. Международный конкурс проводился в России, Эстонии, Финляндии, Венгрии и других странах с целью популяризации информации о выдающихся представителях финно-угорских и самодийских народов и личностях, внесших большой вклад в изучение, сохранение и развитие языков и культур этих народов.

Будем рады, если вы внесете свой вклад. Если у вас есть уникальный справочный материал о культуре финно-угорских и самодийских народов, вы можете выслать его нам на адрес editor@FINUGOR.com

ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ
Геннадий Степанович Райшев родился 1 ноября 1933 года в деревне Сивохрап близ села Самарово Остяко-Вогульского (ныне Ханты-Мансийского) автономного округа на притоке Оби Салыме в семье охотника-ханты Степана Мироновича Райшева и жены его чалдонки (русской коренной сибирячки) Евгении Федоровны, урожденной Коневой. В 1937 году отец был репрессирован и вскоре погиб. Воспитание Геннадия, его младших сестры и брата выпало на долю бабушки по материнской линии Афанасеи Михайловны.После окончания в 1944 году начальной школы пришлось на три года прервать обучение и помогать семье охотничьим промыслом. В начале зимы 1948 года Райшевы вместе со многими односельчанами покинули родную деревню, вскоре опустевшую, и переселились в село Лемпино. Здесь Геннадий возобновил учебу в школе, а осенью того же года оказался в Сургуте, небольшом городке Тюменской области, в интернате. Одним из его учителей стал Аркадий Степанович Знаменский, потомок известного художника и этнографа М.С. Знаменского. В интернате Райшев продолжал заниматься рисованием, к которому пристрастился с раннего детства. Для заработка писал на клеенке популярные в то время коврики.В 1954 году Геннадий уехал в Ленинград и поступил на северное отделение Педагогического института им. А.И. Герцена, где в 1959 году получил диплом преподавателя русского языка и литературы и где занимался на вечернем отделении художественно-графического факультета. Одновременно посещал натурные классы Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина и методично изучал собрания Эрмитажа и Русского музея.В 1959 году женился на своей сокурснице Галине Алексеевне Ивановой. Вернувшись в Сургут, вел уроки рисования в средней школе, которую в свое время окончил. В Сургуте родился сын Аркадий. Оказавшись через год на родине Галины Алексеевны в Шугозере Тихвинского района Ленинградской области, Райшевы в течение двух учебных лет преподавали русский язык и литературу. К этому времени относятся первые профессиональные живописные полотна и рисунки Геннадия Степановича.В сентябре 1962 года художник переехал в Карпинск, городок на севере Свердловской области, где живет и поныне. Вначале поселился в бараке, получившем название «Берлин», поскольку в нем в послевоенные годы жили высланные и пленные немцы. Поступил работать оформителем в местный кинотеатр. Вскоре в Карпинске обосновалось все семейство.С 1965 года Райшев начал совершать поездки в родные сибирские края. Много писал с натуры. В 1966-68 годах занимался в Московском заочном народном университете искусств под руководством Ю.Г. Аксенова. Постепенно устанавливались контакты с московскими, ленинградскими и свердловскими художниками.В середине 1960-х годов Райшев обратился к техникам авторской печати: линогравюре, офорту, монотипии. Тогда же дебютировал на художественных выставках в Свердловской и Тюменской областях. Летом 1968 года работал в доме творчества «Челюскинская» под Москвой. В 1969 году в издательстве «Советский писатель» вышел сборник стихов мансийского поэта Ювана Шесталова «Песня последнего лебедя» с иллюстрациями Геннадия Райшева – первая значительная работа художника в области книжной графики. В этот же период появились живописные полотна, навеянные хантыйским и мансийским фольклором.В 1974 году Райшев был принят в Свердловское отделение Союза художников СССР (ныне Екатеринбургское отделение Союза художников России), но возможность участвовать в больших выставках, устраивать персональные экспозиции возникла лишь десятилетием позже. За треть века творческой работы созданы монументальные циклы картин и графических серий, посвященных России, угорским этносам, сотни иллюстраций по мотивам мировой и русской литературной классики. Во второй половине 1980-х – 90-е годы вышли в свет статьи, книги и кинофильмы, посвященные творчеству Райшева. Художник был удостоен первых наград и званий: Лауреата премии «Звезда утренней зари» Депутатской ассамблеи народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (1993), Заслуженного деятеля культуры Ханты-Мансийского автономного округа (1996), Почетного гражданина города Карпинска (1997), Почетного академика екатеринбургской Академии искусств и художественных ремесел имени Демидовых (1998). В 1998 году издательство Уральского университета выпустило книгу Г.С. Райшева «Отчего мучается художник: вопросы творчества». Основная литература: 1. Шесталов Ю.Н. От загадки к искусству // Тюменская правда. – 1972. 23 июня.2. Айпин Е.Д. Ханты, или Звезда Утренней Зари: Роман. – М.: Молодая гвардия, 1990. 336 с., илл.3. Геннадий Райшев: Хантыйские легенды / Авт. вступит. статьи, сост. Г.В. Голынец. – Свердловск: Средне-уральское кн. изд. , 1991. – 192 с., с илл. – резюме на англ. яз.4. Геннадий Райшев: Живопись, графика / Сост. Н.Н. Федорова. Научн. ред. Ю.Я. Герчук. - М.: изд. журнала «Наше наследие», 1998. – 142 с., илл.5. Голынец Г. Цветные символы Райшева // Русская галерея. – 1998. - № 1.-С. 54-55, илл.6. Геннадий Райшев: Живопись. Каталог выставки в Йоэнсуунском художественном музее / Авт. вступит. статьи и сост. Г.В. Голынец. Йоэнсуу, 1999.- 48 с., илл. – На финск. и англ. яз.
Надежда Алексеевна родилась в 1963 году, г.Нарьян-Маре, после окончания Ненецкой школы – интерната поступила на художественно – графический факультет Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена, который окончила в 1985 году и вернулась в родную школу учителем рисования. В 1991 году уехала по приглашению в Польшу, где работала в интролигаторской мастерской – расписывала вручную акварелью книги польских классиков – Г. Сенкевича, А. Мицкевича, Б. Прута. В 1992 году переехала во Францию, в каталонские Пиренеи, где выполнила пастелью более ста работ. Горные и морские пейзажи, развалины древних замков, готическая архитектура – всё это запечатлено в ёё пастелях. Там же, во Франции, состоялись ее три персональные выставки графики. По возвращении в Польшу Надежда Алексеевна продолжила карьеру профессионального художника – много работала на заказ. Варшава, Гданьск, Щецин, Гдыня, Мельно, Дарлово – вот далеко не полный перечень городов, в галереях, залах и музеях которых проходили ее персональные выставки живописи и графики. В декабре 2000 года художница, после 9 лет, проведенных за границей, вернулась в Россию, в родной город Нарьян-Мар, и уже 27 февраля 2001 года состоялось открытие ее персональной выставки графики под названием: «Я вернулась…». Затем последовали приглашения с выставками в Калмыкию, Москву. В 2003 году в рамках празднования 300- летия Санкт – Петербурга прошли три персональные выставки художницы в северной столице. Кроме того, состоялись выставки в Нарьян-Маре, снова в Петербурге, Салехарде.Всего на счету Надежды Алексеевны около 50 выставок, 26 из них подготовлены и проведены в последние 10 лет. Работает художница в разных жанрах – это пейзаж, портрет, натюрморт, маринистика. В декабре 2009 года в Санкт – Петербургском Доме национальностей при поддержке землячества «Нятва» открылась персональная выставка Надежды Выучейской, посвященная 80- летию Ненецкого автономного округа. На выставке было представлено около 40 работ разного времени исполнения.В 2010 году вышла в свет книга «Ненецкий эпос: избранные сказки, мифы и легенды в иллюстрациях Надежды Выучейской». Это нужная и полезная книга для развития и продвижения чтения о Ненецком крае, его фольклоре, устном народном творчестве ненцев. Иллюстрации к данной книге свидетельствуют о возвращении художницы к искусству книжной графики.Графические работы и живописные полотна Надежды Выучейской хранятся в галереях, музеях и частных собраниях России, Польши, Германии, Чехии, Швеции, Франции, Испании, Швейцарии, а также США, Канады, Южной Кореи и других стран мира. Информацию предоставила  Казакова Мария Николаевна,ведущий библиотекарь отдела севера ОГУ Ненецкой центральной библиотеки им. А.И. Пичкова  
Родился 27 февраля 1915 г. в Сюсьмя (Финляндия) в музыкальной семье. Его отец играл на скрипке, а мать — на мандолине. Олави начал брать уроки игры на фортепиано в возрасте восьми лет, позже овладел скрипкой. Музыкальная карьера Олави началась в 1937 г., когда он вернулся из армии и начал работать в качестве певца и гитариста оркестра. Уже в 1938 году им были записаны первые песни - «Syysserenadi» и «Kun öinen kuu kulkee».Олави Вирта называют «королём финского танго». За весь период своего творчества (1939 - 1966 годы) он записал около 600 песен, в том числе 136 песен в стиле танго, снялся в 14 фильмах, три его диска стали золотыми. Самые известные его танго вошли в золотой фонд финской музыки - «Punatukkaiselle tytölleni», «Ennen kuolemaa», «Täysikuu». Значительную часть его репертуара составляли песни Рейно Хелисмаа и Тойво Кярки. Исполнял он и песни мировой эстрады, поп-шлягеры, переведённые на финский язык («Poika varjoisalta kujalta», «Hopeinen kuu», «Eva», «Ajomies» и другие); в репертуаре Олави Вирта были песни не только на финском, но также на английском и испанском языках, что отличало его от большинства современников.В 1962 г. Олави Вирта был приговорён к двум месяцам тюремного заключения за вождение в нетрезвом виде, после чего его карьера пошла на спад. 6 июня 1966 года он записал две последние свои песни, «Nyt soita balalaikka» и «Sateinen ilta». Вскоре после этого певец перенёс инсульт, в результате чего вынужден был уйти со сцены. Шесть лет спустя он скончался от алкоголизма, проживя последние годы своей жизни в полной нищете. Его песни звучали в фильмах Аки Каурисмяки «Союз Каламари» (1985), «Гамлет идет в бизнес» (1987), «Ариэль» (1988), «Я нанял убийцу» (1990), «Девушка со спичечной фабрики» (1990), «Вдаль уплывают облака» (1996).http://aki-kaurismaki.ru/music/virta.htm

 

__________________________________________

 

Докто филологических наук, заведующая сектором языкознания института языка литературы и истории Карельского научного центра РАН (Петрозаводск). Родилась в вепсской семье в древнем вепсском поселении Войлахта Бабаевского района Вологодской области. Окончила с отличием филологический факультет Вологодского педагогического института в 1969 году,  аспирантуру Петрозаводского университета в 1973 году. В 1975 году защитила кандидатскую диссертацию на тему "Именное словоизменение в вепсском языке (История и функционирование форм слова)". В ИЯЛИ КарНЦ РАН - с 1969 года. С 1997 года - заведующая сектором. В 2002 году защитила докторскую диссертацию на тему "Вепсский глагол. Сравнительно-сопоставительное исследование". Н.Г. Зайцева одна из инициаторов сохранения вепсского этноса, развития самобытной вепсской культуры и вепсского языка. При ее активном участии было возобновлено преподавание вепсского языка в регионах проживания вепсов, она принимала участие в подготовке школьных учебников. Совместно с М.И. Муллонен разработаны основы вепсской письменности (утверждены в 1989 году). Иностранный член Общества финляндской литературы, Общества Калевалы, Финно-угорского общества. Сама поэтесса, она перевела на вепсский язык большое количевство рассказов и стихов русских писателей. Н.Г. Зайцевой пренадлежит перевод на вепсский язык эпоса "Калевала", Детской Библии, Евангелий, и Писем Нового Завета, она автор нескольких изданий словарей вепсского языка. 
Заслуженная артистка Российской Федерации Елена Ивановна Кондулайнен родилась  09.04.1958 под Ленинградом, в поселке Токсово. В этом поселке с давних пор жили выходцы из Швеции, Финляндии, Германии, Англии. Во время войны многие из соображений безопасности поменяли свои фамилии. Отец Елены, по национальности ингерманландский финн, этого делать не стал. Кондулайнены жили на хуторе посреди леса. У них было собственное хозяйство - коровы, свиньи, овцы, кролики, куры. Хозяйством занималась и Елена. Она пасла овец, помогала матери сажать картошку и морковь. Ближайшее жилье было за три километра, и Елене приходилось мало общаться со сверстниками. Общение происходило лишь в школе, куда она ходила несколько километров через лес. Там же она впервые столкнулась с расовой неприязнью. Как и многих финнов ее называли «чухной поганой». С ранних лет проявился артистический талант Елены. Она без конца кого-то пародировала, танцевала на столе, прекрасно пела. Родители, видя это, отдали девочку в музыкальную школу. Окончив школу, Елена собиралась поступать в консерваторию, но случилось так, что она поступила в Институт культуры (ЛГИТМиК) на дирижерско-хоровое отделение. Тогда же она впервые попала в кино - в массовку, а затем и не небольшие роли (мелодрама «Путешествие в другой город»). На нее обратили внимание и переманили на актерское отделение, в мастерскую А. Кацмана. Так Елена стала актрисой. Тогда же в студенческом спектакле «Ах, эти звезды» Елена Кондулайнен сыграла свою первую эротическую роль - очаровательную Марлен Дитрих. Спектакль имел бешеный успех. Рекламные афиши, на которых она была изображена в платье с глубоким декольте, висели в городе недолго. Их быстро сорвали поклонники... В 1990 году Елена Кондулайнен впервые снялась в кино полностью обнаженной. Это была социально-психологическая драма Хусейна Эркенова, по мотивам одноименной повести Юрия Полякова «Сто дней до приказа», раскрывающая социальные проблемы в советской армии. Картина вызвала грандиозный скандал. Властные структуры, возмутившись многими сценами из фильма, долгое время не пускали его на экраны. Елена Кондулайнен признается, что и сама была шокирована съемками. Именно после этой картины Елену Кондулайнен впервые назвали <секс-символом>. Для страны, где тема секса многие десятилетия была табу, это было подобно революции. Конечно, секс-символы существовали и раньше, но чтобы вот так - со страниц газет... В 1993 году Кондулайнен эпатировала общественность тем, что создала «Партию любви». Вступить в нее не посчитали зазорным такие публичные персоны, как Александр Панктаров-Черный, Михаил Звездинский, Борис Хмельницкий, Мария Арбатова, Алексей Глызин и другие. А что за фракции были в этой партии: «Любви к блондинкам», «Любви к брюнеткам», «Бывших бабников», «Свободной любви».
Андрус Ансип (эст. Andrus Ansip; 1 октября 1956, Тарту) — премьер-министр Эстонии и председатель эстонской Партии Реформ (эст. Reformierakond). Родился в Тарту. Окончил Тартуский университет с дипломом химика в 1979 году. В 1978 году вступил в Коммунистическую партию. В 1985 году работал инструктором отдела промышленности и транспорта Тартуского районного комитета Коммунистической партии Эстонской ССР. В 1986—1989 годы — инструктор промышленного отдела и заведующий орготделом Тартуского райкома КПЭ, в том числе и во время разгона студенческой демонстрации 1988 года в Тарту, приуроченной к годовщине подписания Тартуского мира (1920 год) между Эстонской республикой и Советской Россией (уже в бытность премьер-министром Ансип рассказал журналистам, что он не мог быть причастным к разгону данной демонстрации, так как в те часы пил чай у тёщи). До начала политической деятельности работал в банковских и инвестиционных предприятиях. Был членом совета директоров Народного банка Тарту (эст. Rahvapank), председателем Ливонской приватизационной коллегии, исполнительным директором акционерного общества Fondiinvesteeringu Maakler AS. Состоял также председателем совета Радио Тарту. Образование 1974 год — закончил 5-ю среднюю школу города Тарту 1979 год — закончил отделение органической химии Тартуского университета 1987—1989 годы — Эстонская сельскохозяйственная академия, агрономия 1992 год — Университет York, Торонто, управление бизнесом Мэр Тарту В 1998 году Ансип был избран мэром Тарту от Партии реформ и оставался на этом посту до 2004 года, при широкой популярности и неизменно высоком рейтинге по результатам опросов. 21 ноября 2004 года Ансип стал председателем Партии реформ, так как основатель и неизменный председатель партии, бывший премьер-министр Сийм Каллас стал вице-президентом комиссии Европейского союза и, оставив свою прежнюю должность, переехал в Брюссель. Ансип переехал в Таллин и 13 сентября 2004 года стал министром экономики в правительстве Юхана Партса, сменив на этом посту Меэлиса Атонена. Премьер-министр 31 марта 2005 президент Эстонии Арнольд Рюйтель поручил Ансипу сформировать новое правительство, что явилось следствием отставки правительства Юхана Партса. Ансип сформировал коалицию своей партии с Центристской партией и Народным союзом, следствием чего стало представление 12 апреля 2005 года нового правительства в Рийгикогу и на следующий день правительство приступило к работе. После победы своей партии на выборах в Рийгикогу 4 марта 2007 года, Ансип, набравший 22 540 голосов, образовал коалицию с партией социал-демократов и объединением Союз Отечества-Рес Публика (эст. Isamaa ja Res Publica Liit (IRL)). 8 июля 2006 года на выступлении перед ветеранами 20-й эстонской дивизии СС Ансип положительно оценил деятельность эстонских эсэсовцев: «Я не могу согласиться с теми, кто считает вашу борьбу бессмысленной. Как можно считать бессмысленным то, что люди исполняли свой долг перед своим народом и государством?» Борьба против памятника советскому Воину-освободителю («Бронзовый солдат») Ансип выступил инициатором законопроекта «О сносе запрещённых сооружений», который, однако был отклонен президентом Эстонии Ильвесом и не вступил в силу. Но парламент принял «Закон о защите воинских захоронений», который давал основание для перезахоронения останков солдат, похороненных в неподходящем месте (например, в парке), а также в местах, где воинские захоронения невозможно обеспечить надлежащим уходом. По мнению многих политических комментаторов, премьер-министр Эстонии Андрус Ансип в ходе предвыборной кампании пообещал перенести памятник Воину-освободителю, чтобы завоевать голоса избирателей, прежде традиционно голосовавших за маргинальные националистические партии, не представленные в парламенте, и тем самым набрать недостающие для получения полномочий сформировать правительство проценты. Перед началом эксгумации останков премьер Ансип несколько раз публично гарантировал порядок и безопасность гражданам страны. 26 апреля 2007 года Бронзовый солдат (памятник павшим во Второй мировой войне) был демонтирован и позднее перенесён на Военное кладбище Таллина. По официальным данным, в ходе вспыхнувших в результате этого волнений в городах страны было ранено 156 человек, один погиб. Поддержка народа Получивший на выборах рекордный результат Андрус Ансип за полгода правления добился у народа самой большой по сравнению со всеми предшественниками поддержки. Фирма Emor по заказу газеты Postimees измерила уровень поддержки правительства и парламента по 10-балльной шкале, на которой 10 баллов означают полную поддержку и 1 балл — полное отсутствие таковой. Средний балл правительства Марта Лаара (1999—2002) 4,67, правительства Сийма Калласа (2002—2003) и Юхана Партса (2003—2005) имели по 5,17 балла. Средний балл правительства Андруса Ансипа — 5,87. 6 марта 2011 года прошли очередные парламентские выборы. Право-центристская коалиция, состоящая из партии Андруса Ансипа и Союза Отечества-Рес Публика получила большинство голосов избирателей, что позволит коалиции занять 56 из 101 места в национальном парламенте. Интересные факты Премьер-министр Эстонии Андрус Ансип был награждён орденом канадских эстонцев за участие в переносе памятника Воину-освободителю. Как заявил на церемонии вручения почётный консул Эстонии в Канаде Лаас Лейват, при переносе монумента правительство действовало «умело и уверенно». 7 февраля 2008 года на пресс-конференции правительства Андрус Ансип заявил о наступающем экономическом кризисе: «Если это кризис и крах, то только в таком кризисе и крахе я бы хотел жить». Суммарное падение ВВП Эстонии за 2008—2009 год составило 17,2 %. Награды Великий офицер ордена Трёх звёзд (Латвия, 30 марта 2009 года) Личная жизнь Супруга Андруса Ансипа Ану Ансип по профессии врач-гинеколог. В семье три дочери — Реэт, Лийса и Тийна. Ансип постоянно занимается велоспортом, а также увлекается лыжным спортом. В 1996 году во время велосипедной прогулки Ансип попал под машину. Он перенес 11-часовую операцию и 3 месяца был прикован к постели. Восстановление заняло у него 14 месяцев. Спустя годы Ансип признался, что после аварии «было бы лучше покинуть этот мир». http://ru.wikipedia.org/wiki/Ансип,_Андрус

 

__________________________________________

 
  • вера в добро
    Удивительные картины и графика Виталия Онькова. Так может видеть.. челоловек верящий не в зло , любящий родную природу , творящий сказку сердцем , своим желаемым видением. Красивые , добрые , умные , мудрые работы , некоторые с болью , с болью в сердце. Виталий Оньков ушел 13.10.2008. оставив после себя добро и добрую память.
  • DanSIDE
    На последнем фото картина "Пера" художника Виталия Онькова, встречался с ним не раз в своем детстве, он жил в соседнем доме. А вообще, вся эта история с Кудым-Ошем выдумана специально, чтоб народ не чувствовал себя обделенным после того как Стефан-Пермский увел Коми-Пермяков в веру Христову огнем и мечом. У каждого народа должна быть своя история для сказок детям.
  • Алексей

    Здравствуйте, Владимир! С Рождеством Вас! Если Вас ещё интересует книга "Слепые и зрячие", то могу Вам её предложить.

       С Уважением. Алексей.

  • Гость

    куда делись?