Художник Валентин Константинов: Православие - это древняя и живая традиция мери

Инфоцентр FINUGOR представляет вашему вниманию второе интервью с  художником-этнофутуристом Валентином Константиновым. С первым интервью, посвященным открытию мерянской этнофутуристической выставки «Мифы малой Родины», можно познакомится по ссылке.

***

— Здравствуйте Валентин. Прошел год с начала проекта "Мифология малой Родины", в рамках которого прошли уже две выставки в Любиме и Грязовце.  По рассказу директора одного из музеев, в котором проходила выставка, на открытие приходили местные священники и благословили ее на посещение прихожанами. Как вы думаете, почему Церковь благосклонно отнеслась к вашему художественному обращению к мерянской истории русского народа?


«С Рождеством Христовым»

— У меня нет основания сомневаться в авторитетном мнении православных священников Любима и Грязовца. Ведь благословение это личное их решение. Говорить за всю Церковь  тут не возможно, поскольку в конкретном месте конкретная выставка показалась им полезной для прихожан...  Или как минимум не вредной.

— Мерянский футуризм ищет утерянный русский образ, угадывает его в давних финно-угорских предках, в северной среде обитания,  в переживаниях прошлого Верхнего Поволжья,  в преображении тварного в индивидуальном, деятельном поиске. Как вы думаете, это направление глубоко патриотично? Просто есть мнение узкого круга критиков, что обращение к мерянской истории «раскалывает» русскую культуру.

— Мерянский этнофутуризм...  Это первые шаги собственно северорусского этнофутуризма как такового.  До него существовали эстонские, удмуртские, марийские, мордовские, коми этнофутуристические течения в искусстве и мысли.  Это лишь первый шаг к осознанию нашей верхневолжской богатейшей истории. Ведь не только меря участвовали в формировании России и ее народа... балто-кривичи, мурома, словене, чудь, водь, вепсы , ижоры , меря, мещёра, мордва, корела, голядь и другие древние народы.

Занимаясь мерянской культурой мы достаем лишь один кусочек из огромного пазла картины нашей российской истории который еще предстоит собрать.

До нас дошло к сожалению немного, но ведь если не заняться этим сейчас можно потерять и это какую то часть себя .

Этнофутуризм и политика как я уже говорил в одном из своих прошлых интервью не совместимы. Этнофутуризм по моему мнению это лишь средство для сохранения традиций и культуры. Раскрытие их в современном обезличенном мире с помощью актуальных художественных средств.


«Сошествие Духа Святого»

Касательно критики, у любого движения есть критики, тут нет ничего нового. Но ни мнение людей упорно ищущих в любом акте современной народной культуры политику и тайный заговор, ни вообще, что либо, нашу российскую культуру расколоть не сможет. Это сформировавшаяся за тысячу лет система координат, вобравшая в себя массу различных местных аутентичных традиций. Эта система была до нас и будет после нас, это мое мнение. Кроме того, я думаю, что у нас художников этнофутуристов  с этими критиками слишком разные мировоззрения.

Я думаю, что скорее игнорирование региональных особенностей истории и культуры, централизм и унификация нашей большой страны грозит разрушением этой, сложившейся за века, уникальной системе.

-Хорошо, а какая роль мерянского наследия в монолите русской-российской культуры. Ваше ощущение? Теплая и простая бабушкина молитва, резной наличник, языковое наследие? Или это некие универсальные архетипы?

— Меря, как мы знаем, населяли земли нынешних Ярославской, Ивановской, Владимирской, Костромской, северную часть Московской, юго-восточную часть Тверской и южную часть Вологодской областей.  Это огромные территории, на которых меря граничили с другими родственными финно-угорскими народами и древнейшими  соседями -балтами. Уже после возникновения Северо-Восточных княжеств тут начинают появляться славянские переселенцы. Это самый центр возникновения нашей страны.  Архетипический ее центр.


«Северо-Восточная земля»

Это и уникальная культура, базирующаяся на древней финно-угорской, мерянской, народные верования и обряды, мерянские словечки в русских диалектах, мифологические мотивы в резьбе и вышивке, сказки и легенды, археологические памятники, прозвища и фамилии, имена самой земли, да и сами лица людей,  все это делает нашу землю особенной. Ведь куда бы мы не поехали, наш говор и овал лица узнают, и поймут, откуда мы – «а, шуйские, а костромские! Знаем, знаем».  

Эти милые глазу, уху и душе явления хранятся не столько на пыльных полках музеев и библиотек, сколько в сердцах и умах самих наших современников. Бережно передаются как мерцающий огонек из века в век. Схвати это грубыми руками и неуклюже сунь под микроскоп... Все, порвется эта тонкая нить, связывающая нас со многими поколениями предков.

И это реальные вещи, которые не нужно объяснять с помощью пространных роликов или грозя кому-нибудь кулаком, доказывать свою правоту.

Простой пример: в наших краях до сих пор в семьях, на древний мерянский манер, сестру матери и крёстную называют - «кока», колодец - «витник», язык – «елман», сенной сарай – «шаха», разговор – «покалякаем», рычаг – «вага», посуда – «шабал», помереть – «околеть», иди – «канай», перепел – «пулдырь», чёрт – «ёлс», низкорослый – «пигалица», мохнатый – «лузга», корзина – «пайва» и многие другие. Как и давние предки, наши современники ходят к «синь-камням», приносят в поминальные дни трапезу для своих умерших на кладбища, вырезают на наличниках «гадов ползучих» и многое другое…

Большинство людей уже не помнит, почему они это делают.

— В одном из прошлых интервью вы говорили, что особенно важные образы рисуете и пишете, предварительно беря благословение у своего духовника. Чем важно для вас Благословение священника?

— Скажу честно, духовника у меня пока нет. К большому сожалению. Но приступать к изображению важных тем, особенно связанных с историей Церкви на мерянских землях, без благословения для меня, как православного христианина, не возможно.  Это огромная ответственность перед самим собой, прежде всего.

Православие наша древняя живая Традиция, роль которой в формировании нашего духовного и культурного пространства огромна. Неоязычники сознательно отмахиваются от тысячи лет нашей истории...  А для нас, мерянских этнофутуристов, это невозможно, потому, что мы глубоко укоренены в собственной культуре и истории. Нельзя разрывать связи, которые существуют много веков....

И если, например, кому-то не нравиться народ МЕРЯ, то, что же, мы теперь должны забыть Леонтия Ростовского, Павла Обнорского, Авраамия Галичского и других святых несших слово Христово нашим предкам?

Да и вообще благословение на хорошее дело вещь нужная.


«Святой Леонтий Ростовский. Креститель мери»

— А у кого же вы получаете благословение?

— У священника из Храма святой Ксении Петербуржской. В этом храме я регулярно бываю на службах.

 - С этим батюшкой вы часто общаетесь? Или просто вот так подошли и, не зная его, попросили, дайте благословение?

– «Просто так» у батюшек не бывает, я уверяю. Естественно регулярно общаюсь, беру благословение и рассказываю потом о своих творческих результатах.

— А батюшку не удивляет такое внимание к мерянской, финно-угорской истории в свете художественного описания вами русской культуры?

— Батюшки, как и мы, читать умеют. А если заглянуть в житие того же Леонтия Ростовского там черным по белому про мерю написано. Про мерю написано в житии Авраамия Галичского:  когда в XIV в. Авраамий Галичский решил поселиться на Галичском озере, там жили «человеци по дубравам некрещении, наричеми меря».

Когда я просил благословения на образ святого Павла Обнорского, рассказывал священнику свой замысел, сказал - мол, вот тоже удивительный святой.  На что он мне ответил, ну у нас «не удивительных» святых нет. На самом деле в среде священников Русской Церкви очень много людей, глубоко знающих этническую историю России.

 - И не отрицающих глубокое проникновение финского элемента в наши русские Естество и Душу?  

– Конечно, ибо глупо отрицать то, что было, есть и будет.


«Святой преподобный Павел Обнорский»

— Вы православный меряно-великоросс, художник-этнофутурист, что же, Бог насколько парадоксален в Своих решениях, настолько и Благ. Думается эта Благость не в вычурности, а в естественной Простоте. Меря - это благая улыбка Простоты. Но меря - это и однозначно - Сила. По-вашему, в  чем может заключаться эта Сила?

— Сила в реальности: глубинной истории, народных традициях, нашем языке и образе мыслей, в той самой жизненной правде, которая у каждого народа своя.

— У вас есть работы посвященные святым нашего финно-угорского Севера, нашей Северной Фиваиды. Чем они привлекли вас?

– Период христианизации финно-угорского Севера интересен тем, что в этот период  начинала формироваться Московия как таковая, ставшая при Петре Россией. Именно эти святые подвижники закладывали фундамент Православия на этих землях, они были духовными первопроходцами. Во времена средневековья  финно-угорские народы и их культуры оставались бесписьменными, и жития этих северных святых, крестивших чудь и меря, весь и  мурому, мещёру и корелу, несут для нас уникальную информацию.  Это удивительные подлинные документы способные приоткрыть для нас завесу нашего прошлого.

Думаю, что каждый из святых крестивший меря достоин, как минимум, полнометражного фильма, настолько насыщенной и интересной была их Судьба и Подвижничество. Будь то Леонтий Ростовский, который очень широко известен, или менее известные святые Павел Обнорский или Авраамий Галицкий и Чухломской.

Из жития великих святых 14-16 веков, многие из которых сами были выходцами из обрусевающей финно-угорской  среды, мы можем узнать о людях того времени их дохристианских традициях, но что важно настоящих, а не фейковых коих расплодилось сейчас великое множество благодаря «славянским неоязычникам». Важно знать и понимать, почему финские и балтские племена, населявшие изначально земли Руси, объединились под знаменами Спаса Нерукотворного, и насколько это было не быстрым и постепенным делом. Изучая подлинные документы древности люди уже не поверят в байки ультраправых о «карательных армиях» «насильно крестивших» «миллионы» «славяно-ариев».


«Мерянские колядовщики»

— Наступил один из величайших православных праздников - Рождество Христово. Каков его смысл для вас как для православного мерянского этнофутуриста?

Валентин Константинов - Рождество Христово для меня является новой точкой отсчета в жизни и творчестве. Светлым ориентиром духовного развития. Мы живем и творим для того, что бы окружающий нас мир изменился в лучшую сторону, и начинается все в нашей собственной Душе.

В нашей большой стране, в каждом ее регионе, были Рождественские традиции.  Сейчас мы уже почти забыли о них. Для меня как для этнофутуриста возрождение реальных традиций важнейшая часть Бытия. Нельзя вычеркнуть ни один период из нашей истории. Рождество в нашей стране выпадает на 6-7 января и не связано ни с веселым Санта Клаусом, рекламным лицом Кока-колы, ни с Дедом Морозом придуманным коммунистами в СССР.

Смысл Рождества в нашей традиции это не приход толстого дяди через печную трубу в дом для того что бы насыпать кондитерских изделий в наши носки, а праздничная служба в храме. Думаю, пройдет немало времени, прежде чем живые традиции наших предков войдут в нашу жизнь.

Каждый ведь может по честному спросить себя, а кем были мои прадед и прапрадед, как они жили, какие праздники справляли и как.

— Какие ваши планы на наступивший 2016 год?       

— Планов много, но основным все же является подготовка к выходу книги "Анка-линд (Птица-Утица)" - мерянского археофутуристического эпоса (каким он мог бы быть). Хотелось бы конечно больше путешествовать по нашему финно-угорскому Северу и узнавать, что-то новое, Творить.

— Тау за интересную беседу.  Валентин, что бы вы хотели пожелать всем православным читателям портала FINUGOR в эти святые дни?

— Желаю всем вашим читателям в эти светлые дни – стремиться быть на Светлой стороне, быть честными с самими собой, уважать и любить своих предков и свою малую и большую родину. Счастья и любви всем вам! 

Регион: 
Народы: 
Автор материала: