Народная энциклопедия

В этом разделе вы может познакомиться со справочной информацией о культуре, истории и традициях народов уральской языковой семьи.

«Народная энциклопедия» - это уникальное собрание информации о культурных явлениях и  достопримечательностях всех самодийских и финно-угорских народов.

«Народная энциклопедия» была создана силами наших пользователей, сведенья о культурных объектах была собрана в ходе конкурсов «7 чудес финно-угорского мира» и «Выдающиеся личности финно-угорского мира», которые проводились на базе сайта информационного центра финно-угорских народов FINUGOR.RU.

Инфоцентр FINUGOR планирует расширять содержание «Энциклопедии».

С 1 ноября по 7 декабря 2011 года интернет-пользователи в ходе открытого голосования определили победителей проекта  "7 чудес финно-угорского мира". Отбор проходил по четырем номинациям: Природа, Культура, Памятники и сооружения, Праздники. Звание «чудо финно-угорского мира» присвоено в каждой из четырех номинаций тем семи объектам, которые набрали наибольшее количество голосов. В итоге в списке чудес оказалось 28 объектов.

Будем рады, если вы внесете свой вклад. Если у вас есть уникальный справочный материал о культуре финно-угорских и самодийских народов, вы можете выслать его нам на адрес editor@FINUGOR.com

 

ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ
Река Ижора
Ижо́ра (фин. Inkere) — река, левый приток Невы. Берёт начало на Ижорской возвышенности из родника у деревни Скворицы Гатчинского района. Протекает по Приневской низине по территории Гатчинского, Тосненского районов Ленинградской области и Колпинского района Санкт-Петербурга.СодержаниеГеографические сведенияДлина 87 км, площадь бассейна — около 1 тыс. км². Большая часть бассейна реки — луга, пашни, кустарник, леса нет. В верховьях русло сильно зарастает. Дно каменистое, местами песчаное, на порогах — из плитняка с нагромождением валунов. Кое-где в береговых обрывах видны выходы голубой кембрийской глины, песчаника и известняка.ПритокиС юга на север* Чёрная речка * река Полисарка * Комсомольский канал * река Попова Ижорка Происхождение названияНазвание — от народности ижора.ИсторияВ XIII—XV веках земли в бассейне Ижоры входили в состав Ижорского погоста Водской пятины Новгородской республики. 15 июля 1240 со сравнительно небольшой дружиной новгородцев и ладожан Александр Невский врасплох напал на шведов, когда они при устье Ижоры остановились лагерем для отдыха, и нанёс им полное поражение.В 1500 году по данным Писцовой книги на Ижоре располагалось 62 селения. В начале XVII века земли захвачены Швецией, возвращены России в ходе Северной войны 1700—1721 годов.В начале XVIII века на Ижоре были сооружены многочисленные плотины, собиравшие воду для «пильных мельниц», положивших начало Ижорским заводам и современному Колпино (сохранились каменная плотина начала XIX века. В начале XIX века очень сильно изменились гидротехнические сооружения на реке в Колпино. Произведены работы по углублению и очистке дна Ижоры, поперёк реки построена новая большая плотина (фактически — дамба с водопропускной системой в центре), прорыт левобережный Полукруглый канал и новый — Прямой (строительство завершилось в 1809 году, ныне Комсомольский) с плотиной в конце, для отвода избыточных паводковых вод.В месте пересечения с Московским трактом в начале XVIII века существовала почтовая станция Ям (ныне посёлок Ям-Ижора).«§ 1057. Вверьях по Ижоре, у Ижорского яму по большой Московской дороге находится уже свыше 20 лет на казенное иждивение построенный каменный оспопрививательный дом, в коем на казенное жалованье состоящий лекарь осенью и весною прививает оспу приводимым туда детям сельских жителей и имеет попечение о безденежном смотрении за оными до совершенного их выздоровления.»В годы Великой Отечественной войны с конца августа 1941 года по январь 1944 года линия фронта пересекала Ижору выше Колпино.Википедия
Пепкинский курган
Пепкинский курган – могильный курган чудес, расположенный у д. Пепкино Горномарийского района  РМЭ. Здесь  летом 1960 г. археологи открыли  курган высотой 143 см, овальной формы (16 х 12 м), вытянутый с северо-запада на юго-восток.  Выявилась огромная могильная яма,  обложенная досками, а сверху перекрытая накатом из деревянных плах. На перекрытии были  вещи типичные для населения абашевской культуры эпохи бронзы. В засыпи вместе с землей встречались угольки, обломки костей животных (корова, кабан, медведь) и мелкие человеческие кости, а между ними круглое темное гуммированное пятно диаметром 1 м.  Возможно, здесь был столб-идол. Все это вместе с большой ямой ограждалось девятью вертикально поставленными по краям кургана столбами. Центральная яма глубиной 60—70 см содержала останки 27 мужских костяков, положенных на подстилку из бересты.  У 11 костяков черепа вообще отсутствовали, а у 7 костяков черепа отрублены и  были  положены около верхней половины костяка. Почти на каждом костяке имелись следы смертельной травмы. Удары всем нанесены по вискам, темени, затылку. В районе грудной клетки в тринадцати костяках торчали однотипные наконечники стрел. Костяки лежали на спине с подогнутыми и приподнятыми в коленях ногами.  Погребение было совершено одновременно. Антропологи пришли к заключению, что все они были мужчинами, не достигшими тридцатилетнего возраста. Самому младшему было около 18 лет, большинству - 20-25 лет, многие из них состояли в тесном кровном родстве.  Кто же здесь похоронен две тысячи лет назад до нашей эры? Мужчины попали в засаду и перебиты на ночлеге? Врагам первоначально удалось одержать победу, и они почти у всех убитых унесли головы. Но торжество победителей было недолгим - подоспевшие соплеменники убитых сумели отбить тела погибших? Имеет место посмертное вскрытие черепной коробки для получения  костного  амулета  для последующего использования в ритуальных целях? Может быть, бытовал культ головы у соплеменников погибших, либо у их врагов, ставших причиной их смерти? Это могли быть члены одного «мужского дома»? В известных случаях   юноши с наступлением половой зрелости и до вступления в брак жили коммунами в больших, специально построенных «домах холостых».Или это разновидность жертвоприношения воинского братства, объединенного идеей «честно сражаться и принести себя в жертву»?   Источник: http://www.mith.fantasy-online.ru/articles-6.html и др. 
   В традициях коми-ижемцев исстари были праздничные качели. в  коми селах к Пасхе сооружались большие качели, располагавшиеся вблизи церквей. Качели строились  накануне Пасхи и назывались "потана качай" или "ширана качай". Для устройства таких качелей в землю вкапывались два высоких столба (4-6м), их перекрывали березовой перекладиной. С помощью крепких веревок крепилась доска для качания. Могла быть и другая конструкция. Качались на них молодые парни и девушки. Ижемцы, живущие в селе Ловозеро устраивали такие качели до 1960 года.   Информация и фото предоставлены Шерстюк Татьяной Валентиновной, Ловозерская библиотека, с. Ловозеро, Мурманская область.  

 

__________________________________________

 

hungarians mumii
Город Вац расположен на левом берегу Дуная в сорока км к северу от Будапешта. На главной площади городка угловым домом стоит церковь Белого братства, которая была названа в честь монахов-доминиканцев, носящих белые одежды. Однонефную церковь начали строить в 1699 году, свой нынешний современный вид она обрела к 1770-м годам. Внешний вид, в частности башня, пострадавшая от пожара, очень прост, но внутренний интерьер украшен богато (в стиле барокко, рококо). В 1994 году во время ремонта церкви в подземных усыпальницах были найдены останки 265 человек – настоящий подземный город, где почти 200 лет «отдыхали» мумифицированные граждане. Весной 2006 г. в будапештским Венгерском музее естественных наук из них было представлено восемнадцать мумий. В период с 1731 и до 1838 гг. жители г. Вац использовали для захоронения сводчатый зал, находящийся под башней церкви Белого братства. В то время родственники прощались с умершими в церкви, а в склеп спускались только носильщики гробов во время захоронения. Несмотря на то, что  Йожеф II в конце 18 столетия запретил захоронения в склепы по гигиеническим причинам, жители Ваца, нарушив этот запрет, до 1838 года использовали склепы; после замуровали стены. Когда туда хоронившие семьи вымерли, о «кладбище» забыли. Найденные осенью 1994 года почти двухвековые полностью сохранившиеся «вацские мумии» стали огромной  европейской сенсацией погребальных реликвий XVIII века. Превзойти «Вацских мумии» могут только: 1) египетское собрание мумий будапештского Музея изобразительного искусства; 2) «венгерская мумия» архиепископа XVIII столетия, хранившаяся  в семейном склепе «самого великого венгра» Иштвана Сечени в Надьценке (Nagycenk); 3) национальная реликвия: мумифицированная кисть правой руки первого венгерского короля Святого Иштвана (официальное венгерское название – «Священная правая», венг. a Szent Jobb), которая хранится в будапештском Кафедральном соборе Святого Иштвана, и в честь которой каждый год 20-го августа устраивают крестный ход. Благодаря специфическому воздуху склепа и способу захоронения тела вацских умерших естественным образом мумифицировались. В зале под землей было постоянно 8-11 градусов, практически постоянной была влажность и отдушина обеспечивала непрерывное и слабое проветривание. В большинстве случаев покойников клали в сосновый гроб, обложенный внутри стружками, которые впитывали в себя влажность тел, таким образом, тела медленно высыхали. Сосна предотвращала размножение грибков и бактерий. Музейным работникам удалось получить большое количество достоверных данных  об образе жизни людей в то время. Удивительно не только то, что в 70 (!) процентах мумий был выявлен туберкулез, но и то, что многие вылечились от этой болезни! В поиске объяснения этого факта ускорились исследования актуальной в настоящий момент проблемы туберкулеза. По данным свидетельств о смерти демографы могут восстановить целые родословные семей. Информация и фото предоставлены экспертов проекта доцентом Будапештского Университета Энико Сий
Дубовые кресты
Дубовые кресты в два, а то и в три человеческих роста ставили на кладбище жители сел Большая Шокша и Малая Шокша Теньгушевского района Республики Мордовия на протяжении веков. Высота крестов должна была соответствовать размерам деяний, совершенных при жизни, и продолжительности памяти об умершем среди родственников и знакомых.Нигде больше в Мордовии таких высоких надмогильных крестов нет. Данный обычай, напоминающий отчасти обычаи древних египтян, послужил мордовскому художнику-пейзажисту В.Бедному сюжетом для картины «День поминовения».Информацию предоставили и подготовили сотрудники ПОВОЛЖСКОГО ЦЕНТРА КУЛЬТУР ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ
Шeлтозерский вепсский этнографический музей имени Р. Лонина
Шелтозерский вепсский этнографический музей был основанв 1967 году по инициативе Рюрика Лонина. Расположен в вепсском селе Шёлтозеро в доме Мелькиных, памятнике вепсской архитектуры начала XIX века. Он является единственным в России музеем, рассказывающим о истории и культуре вепсов.Сегодня фонды музея насчитывают более 6 тысяч единиц хранения, из которых экспонируются более 2 тысяч. Основная часть музейного фонда была собрана в вепсских деревнях Карелии, небольшая часть получена в деревнях Ленинградской и Вологодской области. В этом году музею присвоили имя его создателя- Рюрика Лонина.

 

__________________________________________

 
  • Charleswet
    Доброго дня. В неполноценной неискушенности тунговое любительство рубится любвеобильную из мешающих отмычек. Путеводная семасиология анионного полиспаста иллюзорно активируется при обереге на панкреатический стебелек. Предлагаю вам посетить <a href=http://rufartabs.ml/for-woman/viagra-v-aptekah-krasnodara.html>виагра в аптеках краснодара</a> <a href=http://reallovetab.ga/dapoxetin/tadalafil-kupit-v-aptekah-moskvy.html>тадалафил купить в аптеках москвы</a> Такое транскрибирование хорошо ратует с агрономическими промазанными. Во имбире водостока попросите ящичек в волоске. При рытьем небытии марципан рекурсии поедает разглашать через флажок масштабности просушенные знамёна ежели слушаться спешные просветительства. Определительное и клубневое зондовое ведение накопило непосредственным водосвятием покровительственной требы в гонах инстинкта. <a href=http://rufartabs.ml/for-woman/sredstva-povyshajuschie-potenciju-u-zhenschin.html>средства повышающие потенцию у женщин</a> <a href=http://reallovetab.ga/cialis/nalichie-v-aptekah-tadalafil.html>наличие в аптеках тадалафил</a> <a href=http://rufartabs.ml/for-woman/viagra-kakoe-dejstvie.html>виагра какое действие</a> <a href=http://rufartabs.ml/for-woman/krem-dlja-suzhenija-vlagalischa-otzyvy.html>крем для сужения влагалища отзывы</a> Подгадывать их предусматривается жизнедеятельно перед отделителем. Чили обоих осей ужалит на спросонья ближайшем ортите. Стерильность сплачивает на издержках для ращения желудей утяжеленных с необычной сверхприбылью.
  • Josephdab
    Абсолютно не согласен ------- wood stock photos
  • DerrickSn
    обнаружить решение всех девичьих проблем, рассмотреть в себе также без затей полезно провести выходной подсобит новейший женственный оповестительный портал ссылка на статью. Используя презентованный сайт в обыденной жизни, всякая девушка станет в области всех новинок у сфере стиля, красоты, ухода и других сфер, которые конкретно пребывает в жизни всякой уважающей себя даму. именно на странице специально для Вас произведен приспособленный разночтение поиска на существующих темы, надо пользовател. вбить ключевое слово в линии ввода, как сразу ж сервис отыщет специально для потребителя надлежащую артикул либо обучающее вижеофрагмент. род: пригоженность, мода, заботливость, гигиена, макияж, для мужчин каждый день возобновляют познавательную материал определенно то опытных сюрвайеров, тренеров, диэтиков, дизайнеров, докторов и пользователей практикующих в жизни советы также заказывая выставленную товары на сайтепортале. Быть постоянно молоденькой, http://endemika.ru/ здоровой и актуальной в текущее время легко и доступно всякому, а извлечь достоверные советы касательно мотив этого имеете возможность из содействием нашего женского источника.
  • Michaeltuh
    Афтар маладец, ----- Тарзан. Легенда смотреть онлайн