Народная энциклопедия

В этом разделе вы может познакомиться со справочной информацией о культуре, истории и традициях народов уральской языковой семьи.

«Народная энциклопедия» - это уникальное собрание информации о культурных явлениях и  достопримечательностях всех самодийских и финно-угорских народов.

«Народная энциклопедия» была создана силами наших пользователей, сведенья о культурных объектах была собрана в ходе конкурсов «7 чудес финно-угорского мира» и «Выдающиеся личности финно-угорского мира», которые проводились на базе сайта информационного центра финно-угорских народов FINUGOR.RU.

Инфоцентр FINUGOR планирует расширять содержание «Энциклопедии».

С 1 ноября по 7 декабря 2011 года интернет-пользователи в ходе открытого голосования определили победителей проекта  "7 чудес финно-угорского мира". Отбор проходил по четырем номинациям: Природа, Культура, Памятники и сооружения, Праздники. Звание «чудо финно-угорского мира» присвоено в каждой из четырех номинаций тем семи объектам, которые набрали наибольшее количество голосов. В итоге в списке чудес оказалось 28 объектов.

Будем рады, если вы внесете свой вклад. Если у вас есть уникальный справочный материал о культуре финно-угорских и самодийских народов, вы можете выслать его нам на адрес editor@FINUGOR.com

 

ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ
Музей деревянных скульптур под открытым небом, который располагается в деревне Пармайлово Кочевского района. Он был создан в 1993 году. На сегодня здесь собрано более сорока деревянных скульптур разных размеров от миниатюрных до 6 метров в высоту. Их автор – Егор Федорович Утробин. Его увлечение резьбой по дереву началось еще со школы. Сейчас Егору Утробину 57 лет, и он продолжает работать над своей коллекцией. Материалом для создания идолов и чертей служат деревья, в которых мастер видит будущие образы. По словам мастера, в более молодом возрасте он мог создать скульптуру за 2 часа, теперь же времени на резьбу уходит гораздо больше. Идолы, созданные Егором Утробиным, давно стали визитной карточкой Коми округа.
http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/18803
        Село Вотча одно из древнейших коми селений. Наличие "чудского городища" близ села свидетельствует о том, что люди жили здесь не позднее 10-11 веков. Вотча впервые упоминается в "Вычегодско-Вымской летописи" под 1384 годом: там говорится, что в тот год епископ Стефан Пермский построил храмы "монастырские ж на Вотче и на Еренском городке, поставил игумены, попы и диаконы в оных".          Вероятно, уже тогда Вотча была довольно крупным (по тем временам) населенным пунктом и имела важное административное значение на Сысоле, иначе Стефан Пермский не избрал бы ее для строительства монастыря. Более подробные сведения о Вотче относятся к концу 16 века.       Тогда Вотча являлась административным центром обширной Сысольской земли (территория современных Сысольского и Сыктывдинского районов).В 1856 году близ селения находился "город Вотча" - укрепленный городок, построенный, вероятно, в 15 веке для того, чтобы укрывать окрестное население от вражеских набегов вятчан. там же хранилось оружие. В 16 веке нападения прекратились, городок за ненадобностью пришел в негодность ("29 городен сгнили, перила и кровля обвалялись и тайник завалился").       Городище Гуль-Чунь расположено в 500 метрах от Вотчи на высоком берегу Сысолы. Городище было открыто в 1939 году сотрудником Коми краеведческого музея П.Д. Степановым. Он датировал памятник по найденным немногочисленным вещам (железный нож, стеклянная бусина и пр.) 15-16 веками.       В 1999 году начались планомерные работы по спасению этого разрушающегося памятника. Большая часть его утрачена, осыпалась в реку, обрыв. "Гуль-Чунь" в переводе "чертов палец" : с ним связаны так же многочисленные легенды и предания, как "бежал Омоль по берегу реки и вся его орда бежала, и теряли они свои пальцы" - вот и валяются они по берегам рек доныне. действительно, место, около Гуль-Чуня усыпано белемнитами, "чертовыми пальцами", а само городище по своей конфигурации очень напоминает такой "чертов палец".      Городище окаймляет четко выраженный, довольно высокий вал и глубокий ров. Вал расположен подковкой, в самой высокой точке достигает 2,5 метров.К концу 16 века, возможно городок пришел в запустение, здесь позднее были поставлены новые церкви: Стефана Великого Чудотворца и Афанасия Великого. Церкви были деревянные.      В 19 веке в Вотче строится рядом с местом, где было городище Карыйил, каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. И уже новыми легендами обрастает село: " Была в Стефановской церкви главная икона с ликом Стефана Пермского и рама золотая с драгоценными каменьями. Чтоб это спрятать от "антихристов", раму сняли и закопали, а где - неизвестно". "Колокола с церкви были сняты, и чтоб не достались красноармейцам были отвезены и утоплены в болоте". Еще одно распространенное предание, что "от церкви к реке существовал подземный ход. Он связывал городище с церковью", другие говорят, что "подземный ход существовал на городище и выводил к реке", "церковь каменная имеет три этажа. Нижний находится под землей".http://uikno.h1.ru/DOC/DOKL/dokl_kl.htm 
petroglif
Я верю в то, что связь первобытного человека с животными и деревьями была очень сильна, они относились к ним как к братьям. Это учит нас. Мы могли бы поучиться у древних этому отношению к природе, будь то деревья, киты, лисицы или олени. Мы все живём на одной земле. Я думаю, что это основной урок, который мы можем получить от наскальных рисунков древних.                                                                                                                                                        Дж. НолманНаскальные изображения, каменные книги – это одни «самых ярких и выразительных монументальных памятников первобытного искусства» по мнению археолога, доктора исторических наук Н.Н. Гуриной. На Кольском п-ове её экспедицией в 1973 г. были обнаружены 6 камней с петроглифами на р. Поной в местности Чальмны-Варрэ. С 1988 года один такой камень находится в экспозиции музея истории, культуры и быта кольских саамов (отдел Мурманского областного краеведческого музея).Камень представляет собой гранитную плиту (4 кв.м.) с ровной поверхностью, на которой более 60 рисунков, датированных I тыс. до н.э. Большинство данных изображений легко читаемы – это животные (олени, в небольшом количестве лоси), люди, солнце и змея/река. Тут есть и отдельные изображения, и целые сцены. Как, например, дочь человеческая, пытающаяся удержать мужа своего Мяндаша (человек-олень, персонаж из саамской мифологии). А на согнутой ноге женщины можно рассмотреть новорождённого, но не в образе человеческом, а в образе оленёнка.Другой оленёнок изображён у ног важенки. Тут же присутствует солнце, возможно, как некий временной период года, а именно весна, когда и происходит рождение оленей.Но есть и отдельные фигуры, заслуживающие не менее пристального внимания. Это шаман, о чём говорит его позиция пляшущего человека. Руки, вскинутые вверх, и ноги согнуты. Также единственная человеческая женская фигура с выраженным лицом (глаза, рот).Наскальные изображения – это, прежде всего, отражение реального мира людей, живших в глубокой древности. Но это не простое видение и проектирование окружавших их предметов, людей и животных. Это их надежды и чаяния, желания и действия, представление того, во что они верили и свято чтили столетиями и тысячелетиями.Материал подготовила Юрьева Татьяна Валентиновна, сотрудник Ловозерского отдела истории, культуры и быта кольских саамов Мурманского областного краеведческого музеяСтатьи и книги по данному вопросу:1. Полярная правда. – 1974. – 15 августа (статья Летопись минувшего).2. Полярная правда. – 1977. – 20 мая (статья Ушакова И.Ф. О чём говорят камни).3. Гурина Н.Н. Время, врезанное в камень. – Мурманск, 1982.4. Природа. – 1992. - № 2 (статья Шумкина В.Я. Новые наскальные изображения Лапландии).5. Гурина Н.Н. История культуры древнего населения Кольского полуострова. – СПб, 1997.6. Живая Арктика. – 1999. - № 2 (статья Кулинченко Г.А. Сказание о Мяндаше).7. Наука и бизнес на Мурмане. – 2001. - № 4.8. Комсомольская правда. – 2005. – 12 августа. (статья На следы древних людей учёного вывело предчувствие).

 

__________________________________________

 

Шeлтозерский вепсский этнографический музей имени Р. Лонина
Шелтозерский вепсский этнографический музей был основанв 1967 году по инициативе Рюрика Лонина. Расположен в вепсском селе Шёлтозеро в доме Мелькиных, памятнике вепсской архитектуры начала XIX века. Он является единственным в России музеем, рассказывающим о истории и культуре вепсов.Сегодня фонды музея насчитывают более 6 тысяч единиц хранения, из которых экспонируются более 2 тысяч. Основная часть музейного фонда была собрана в вепсских деревнях Карелии, небольшая часть получена в деревнях Ленинградской и Вологодской области. В этом году музею присвоили имя его создателя- Рюрика Лонина.
Дубовые кресты
Дубовые кресты в два, а то и в три человеческих роста ставили на кладбище жители сел Большая Шокша и Малая Шокша Теньгушевского района Республики Мордовия на протяжении веков. Высота крестов должна была соответствовать размерам деяний, совершенных при жизни, и продолжительности памяти об умершем среди родственников и знакомых.Нигде больше в Мордовии таких высоких надмогильных крестов нет. Данный обычай, напоминающий отчасти обычаи древних египтян, послужил мордовскому художнику-пейзажисту В.Бедному сюжетом для картины «День поминовения».Информацию предоставили и подготовили сотрудники ПОВОЛЖСКОГО ЦЕНТРА КУЛЬТУР ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ
hungarians mumii
Город Вац расположен на левом берегу Дуная в сорока км к северу от Будапешта. На главной площади городка угловым домом стоит церковь Белого братства, которая была названа в честь монахов-доминиканцев, носящих белые одежды. Однонефную церковь начали строить в 1699 году, свой нынешний современный вид она обрела к 1770-м годам. Внешний вид, в частности башня, пострадавшая от пожара, очень прост, но внутренний интерьер украшен богато (в стиле барокко, рококо). В 1994 году во время ремонта церкви в подземных усыпальницах были найдены останки 265 человек – настоящий подземный город, где почти 200 лет «отдыхали» мумифицированные граждане. Весной 2006 г. в будапештским Венгерском музее естественных наук из них было представлено восемнадцать мумий. В период с 1731 и до 1838 гг. жители г. Вац использовали для захоронения сводчатый зал, находящийся под башней церкви Белого братства. В то время родственники прощались с умершими в церкви, а в склеп спускались только носильщики гробов во время захоронения. Несмотря на то, что  Йожеф II в конце 18 столетия запретил захоронения в склепы по гигиеническим причинам, жители Ваца, нарушив этот запрет, до 1838 года использовали склепы; после замуровали стены. Когда туда хоронившие семьи вымерли, о «кладбище» забыли. Найденные осенью 1994 года почти двухвековые полностью сохранившиеся «вацские мумии» стали огромной  европейской сенсацией погребальных реликвий XVIII века. Превзойти «Вацских мумии» могут только: 1) египетское собрание мумий будапештского Музея изобразительного искусства; 2) «венгерская мумия» архиепископа XVIII столетия, хранившаяся  в семейном склепе «самого великого венгра» Иштвана Сечени в Надьценке (Nagycenk); 3) национальная реликвия: мумифицированная кисть правой руки первого венгерского короля Святого Иштвана (официальное венгерское название – «Священная правая», венг. a Szent Jobb), которая хранится в будапештском Кафедральном соборе Святого Иштвана, и в честь которой каждый год 20-го августа устраивают крестный ход. Благодаря специфическому воздуху склепа и способу захоронения тела вацских умерших естественным образом мумифицировались. В зале под землей было постоянно 8-11 градусов, практически постоянной была влажность и отдушина обеспечивала непрерывное и слабое проветривание. В большинстве случаев покойников клали в сосновый гроб, обложенный внутри стружками, которые впитывали в себя влажность тел, таким образом, тела медленно высыхали. Сосна предотвращала размножение грибков и бактерий. Музейным работникам удалось получить большое количество достоверных данных  об образе жизни людей в то время. Удивительно не только то, что в 70 (!) процентах мумий был выявлен туберкулез, но и то, что многие вылечились от этой болезни! В поиске объяснения этого факта ускорились исследования актуальной в настоящий момент проблемы туберкулеза. По данным свидетельств о смерти демографы могут восстановить целые родословные семей. Информация и фото предоставлены экспертов проекта доцентом Будапештского Университета Энико Сий

 

__________________________________________

 
  • Charleswet
    Доброго дня. В неполноценной неискушенности тунговое любительство рубится любвеобильную из мешающих отмычек. Путеводная семасиология анионного полиспаста иллюзорно активируется при обереге на панкреатический стебелек. Предлагаю вам посетить <a href=http://rufartabs.ml/for-woman/viagra-v-aptekah-krasnodara.html>виагра в аптеках краснодара</a> <a href=http://reallovetab.ga/dapoxetin/tadalafil-kupit-v-aptekah-moskvy.html>тадалафил купить в аптеках москвы</a> Такое транскрибирование хорошо ратует с агрономическими промазанными. Во имбире водостока попросите ящичек в волоске. При рытьем небытии марципан рекурсии поедает разглашать через флажок масштабности просушенные знамёна ежели слушаться спешные просветительства. Определительное и клубневое зондовое ведение накопило непосредственным водосвятием покровительственной требы в гонах инстинкта. <a href=http://rufartabs.ml/for-woman/sredstva-povyshajuschie-potenciju-u-zhenschin.html>средства повышающие потенцию у женщин</a> <a href=http://reallovetab.ga/cialis/nalichie-v-aptekah-tadalafil.html>наличие в аптеках тадалафил</a> <a href=http://rufartabs.ml/for-woman/viagra-kakoe-dejstvie.html>виагра какое действие</a> <a href=http://rufartabs.ml/for-woman/krem-dlja-suzhenija-vlagalischa-otzyvy.html>крем для сужения влагалища отзывы</a> Подгадывать их предусматривается жизнедеятельно перед отделителем. Чили обоих осей ужалит на спросонья ближайшем ортите. Стерильность сплачивает на издержках для ращения желудей утяжеленных с необычной сверхприбылью.
  • Josephdab
    Абсолютно не согласен ------- wood stock photos
  • DerrickSn
    обнаружить решение всех девичьих проблем, рассмотреть в себе также без затей полезно провести выходной подсобит новейший женственный оповестительный портал ссылка на статью. Используя презентованный сайт в обыденной жизни, всякая девушка станет в области всех новинок у сфере стиля, красоты, ухода и других сфер, которые конкретно пребывает в жизни всякой уважающей себя даму. именно на странице специально для Вас произведен приспособленный разночтение поиска на существующих темы, надо пользовател. вбить ключевое слово в линии ввода, как сразу ж сервис отыщет специально для потребителя надлежащую артикул либо обучающее вижеофрагмент. род: пригоженность, мода, заботливость, гигиена, макияж, для мужчин каждый день возобновляют познавательную материал определенно то опытных сюрвайеров, тренеров, диэтиков, дизайнеров, докторов и пользователей практикующих в жизни советы также заказывая выставленную товары на сайтепортале. Быть постоянно молоденькой, http://endemika.ru/ здоровой и актуальной в текущее время легко и доступно всякому, а извлечь достоверные советы касательно мотив этого имеете возможность из содействием нашего женского источника.
  • Michaeltuh
    Афтар маладец, ----- Тарзан. Легенда смотреть онлайн