Потаенная Финноугрия: «Kegrin paiva» или карельский «Хэллоуин»

Аутентичный календарь карел представляет собой сложное явление - в нем сохраняются элементы различных систем летосчисления. Не смотря на то, что карелы давно уже православный народ,  среди их праздничных дней есть даты восходящие к языческим культам.

В календаре карел можно выявить некоторые остаточные элементы лунного календаря, начиная с того, что название месяца куу (kuu) совпадает с наименованием Луны. Лунный месяц, состоявший из 28 дней, делился издавна на 4 семидневных части, которые соответствуют современной неделе. Момент смены фаз  Луны считался кульминационным и опасным. В этот день воздерживались от различных начинаний, он был табуированным (pyhä).

Для поддержания правильности годового цикла осенью, перед  зимним солнцестоянием, к 12 лунным месяцам прибавляли еще 11-12 дней - это было так называемое «время раздела». Архаичный карельский календарь в этом отношении не представляет исключительного явления: аналогичное «время раздела» или «выравнивания» было у эстонцев (jaagomisaeg), финнов (jakoaika). Этим дням придавалось большое символическое значение.

Среди символических карельских праздников явно языческого цикла есть некоторые дни, первоначальное значение которых можно условно восстановить. Таким является праздник Kegri или Kekri (Kegrinpdivd), отмечавшийся поздней осенью, на рубеже октября и ноября. В прошлом он был широко распространен среди карел средней Карелии, у тверских и новгородских карел. В пережиточной форме следы этого дня отмечены у современных финнов и тверских карел.

 «Paiva» - по карельски день. Слово «Kegri», которым называется главное действующее лицо этого праздника  - человек с личиной, означает – пугало. «Kegrin paiva» - «пугало-день».

Первое упоминание о Kegri как об одном из языческих карельских божеств, который «прибавлял рост скота», принадлежит Микаэлу Агрикола.

Согласно ему Kegri – это мифологическое существо, появляющееся среди людей в образе различных зверей, и пугающего нерадивых людей.

«Если прясть в synnyinpäivä, то осенью придёт Kegri и отобьёт пальцы», вспоминают старики.

Этнография донесла информацию о традициях, связанных с этим днем, что, в известной мере, позволяет расшифровать смысл этого праздника. В старину он начинался с поминального обряда. В восточной Финляндии (финской части Карелии) в конце ХIХ в. бытовала традиция, накануне праздника Kegri, топить баню для покойных предков и сородичей. Покойным предкам готовили воду, веники, чтобы они могли попариться и помыться. В избе, тем временем, накрывали праздничный стол. Спустя некоторое время, в баню шли хозяева, а покойные, согласно традиционным представлениям, приходили в дом и приступали к ужину. Затем наступал черед ужинать живым, а мертвые шли якобы спать на заранее подготовленные для них постели.

На следующий день Kegri молодежь рядилась в вывороченные шубы, фуфайки, овчины, в лапти. На головы надевали старые корзины, мешки, решета, брали песты, кочерги, ухваты, дубины, за плечи вешали пайвы - корзины, чтобы туда "прятать" детей, на лица надевали самодельные маски из бересты, кожи, тряпок, с пришитыми усами, бородой из кудели.

По материалам экспедиции Московского областного музея и Калининского педагогического института в 1931 г. сделаны записи обрядов в разных населенных пунктах Тверской Карелии: 

Празднование «Kegrin paiva» в д. Комоедиха происходило ежегодно осенью на рубеже октбря- ноября: «молодежь рядилась в старье и маски, некоторые изображали коней и коров. В таком виде ходили по домам и пугали детей. Часто дети, испугавшись, забирались на полати или печь и ревели от страха. Ряженые брали с них слово, что мальчики не будут баловаться, девочки будут чаще сидеть дома и больше работать: шить и вязать.

Старшие девочки к этому дню должны были напрясть большой клубок пряжи, и обязаны были подарить клубок первому вошедшему ряженому. Если девочка сама не умела прясть, то за нее приготовляли пряжу мать или сестра. Кроме того старшие в семье пекли блины и пироги, которыми их дети угощали ряженых.»

В с. Большом Плоском Лихославльского района: «в этот день утром рано парни наряжались в вывороченные шубы, надевали маски, мазали лицо сажей и с палками roнялись за детьми, которые убегали от них с криком: Здесь Kegri, здесь Kegri. Догнав кого-нибудь из детей, Kegpi слегка бил его палкой.

В д. Дуброво Лихославльского района:  «изображавший «Kegri»: надевал вывороченную овчинную шубу,  делал себе горб, чтобы ребятишки не узнали его, чем-нибудь замазывал, или закрывал лицо. «Kegri» ходил по избам с палкой в руке, угрожая детям. Матери  пугали их: «Будешь плакать, и баловаться, Kegri возьмет с собой». Kegri требовал, чтоб ребята слушались родителей.»

В д. Захарьино Лихославльского района: «по рассказам, ежегодно одна женщина наряжалась «Kegri»: надевала вывороченную шубу, лицо закрывала, чтобы не узнали, дерюгой, в руки брала корзину и с ней ходила по избам; ей чего-нибудь давали: пироги, блины и пр.»

Время празднования "Kegrin paiva" совпадало с окончанием полевых работ и началом нового хозяйственного года, началом женских работ: обработки шерсти, льна и прядения.

По мнению исследователей, по обрядности этого праздника, и прежде всего в особенностях его у Тверских карел, элемент ряжения, выступающего в роли Kegri в вывернутую шубу, указывает на связь с тотемическими представлениями карел. Несомненная связь этого праздника с культом мертвых подтверждается поминаньем в этот день умерших родственников толокняной кашей.

День Kegri считался днем начала прядения льна и шерсти, именно с этим связан элемент ритуала, в котором младший член семьи – девочка, дарит вошедшему в избу Kegri клубок пряжи. Гости проверяли у девочек, сколько мотков пряжи они уже подготовили, произносили поучения о необходимости прилежно трудиться.

В день Kegri крестьяне подводили итог прошедшего года  - «оn kerran kekri köyhälläki» – «будет когда-нибудь праздник Kegri и у бедняка». В особенности это касалось женских работ. «Nakrehet kuoppah, emändü päčil,tuli Kegri»- «Репа в яме, женщина на печку, пришел Kegri.» Об аграрном характере этого праздника говорит и характер обрядности, зафиксированный наблюдателями, такой как обрядовое пиршество довольно  имеет сходство с аграрным праздником «Чаша Ukko». Также известно, что аграрные культы имели непосредственную связь с культом предков, что и нашло свое отражение в дне Kegri. Это значение имел Kegri и у финнов.

Финские исследователи предполагают также, что отмечался этот день в период «раздела времени», который возникал по лунному календарю перед днем зимнего солнцестояния.

После дня Kegri начиналась зимняя часть года, что с течением времени - после принятия христианства - обрело и устойчивую дату - 25 декабря - в которой отмечалось рождение Иисуса Христа. Затем в этот же период вошло и празднование 1-го января - начала Нового года, как это было установлено указом Петра I в 1770 г.

Народы: 
Автор материала: